Василий Васильевич обладал шахматной короной всего лишь год. Как многие чемпионы ставшие известные миру лишь потому, что они лучше других играют в шахматы, Василий Смыслов искренне верит, что шахматы отняли у него главное дело жизни. Смыслова шахматы лишили оперной сцены. Спортивный пик шахматиста Смыслова, и творческий пик певца Смыслова, пришелся на такое сумбурное время в жизни страны, что иначе как невинной странностью это убеждение седьмого чемпиона назвать не возможно. Поклонник Корузо Василий Смыслов, мечтая о дебюте на сцене «Большого театра», обратился за протекцией к председателю верховного совета Климу Ворошилову, который, как бы курировал классическое искусство в Советском Союзе. А чем ещё мог заниматься первый сталинский маршал в отставке? Клим Ворошилов был знаменит тем, что накануне войны отправил на плаху большинство высших офицеров страны.
Говорят, что Смыслов на какое-то время даже оставил шахматы, готовясь к выступлению в «Большом». Но престарелому маршалу здравый смысл в этот раз не отказал, и на попытку национального достояния, а Смыслов был вторым шахматистом в стране, поменять амплуа, Ворошилов попросту не отозвался. Гонку за Ботвинником Смыслов начал ещё в 1948 году, с матч-турнира определявшего послевоенного чемпиона. Тогда Смыслов занял второе место. Как известно первым был Ботвинник, который в это время находился вне конкуренции.
Смыслов никогда не проявлял политической активности больше, чем это не было бы вызвано необходимостью. Он никогда не пытался вступить в партию. С юных лет он держался скромно и с достоинством, и вероятно никакие бури, даже шахматные, не сотрясали его души. Смыслов делал попытки атаковать Ботвинника, ещё при жизни Сталина, но безуспешно. Наконец в 1957 году, Смыслов сумел на год захватить престол, но выглядело чемпионство Смыслова таким же временным, как и группа соратников тирана на мавзолее. Путем сложных комбинаций, почище шахматных, власть в Кремле оказалась в руках Никиты Хрущева. То небольшое послабление, которое состоялось при Хрущеве, казалось началом «золотого века». Наступило успокоение и умиротворение, то есть та ситуация, которая больше всего подходила к характеру Смыслова. И он необыкновенно хорошо себя в ней чувствовал. Советские люди не могли, за редчайшим исключением, никуда ездить. Но считалось, что «железный занавес» упал, потому что появились иностранные туристы. Советские дети обожали «черного» певца, так как он им казался дядей Томом из книжки о черных рабах прошлого столетия.
Доброжелательный Василий Смыслов – визитная карточка того времени, когда женщин в России стало интересовать, как они выглядят, есть ли у них косметика, и на конец, во что они одеты. Протянись это время от «стужек» до начала весны подольше, Василий Смыслов чемпионом был бы ни один год. В тот год, когда Смыслов смог отобрать шахматную корону у Ботвинника, в Москве устроили Всемирный фестиваль молодежи. Такое количество иностранцев на своих улицах, москвичи видели только раз, во время войны, когда Сталин приказал провести через столицу десятки тысяч пленных немцев. Прошло меньше пяти лет, когда людям перестали внушать, что каждый иностранец – шпион. Это породило противоположную крайность – переизбыток гостеприимства. В прочем, ещё довольно долго запад и восток танцевали свои танцы, и каждый под свой собственный оркестр.
Если злые языки утверждали, что Эйве стал чемпионом мира лишь потому, что Алехин не устоял перед обычной своей слабостью, то болельщики Ботвинника считали, что слишком сильное отвлечение их кумира в науку, позволило Смыслову стать 6-м чемпионом мира. Ботвинник, который всех своих соперников наделил, как патриарх, довольно едкими характеристиками, отметил, что талант Смыслова универсален и исключителен, но характер нового чемпиона – не чемпионский, что греха таить, с ленцой, и что в жизни Смыслов больше всего ценил её радости, чем обязанности.
События в СССР, в год чемпионства Смыслова сыпались, как из рога изобилия. Впервые в мире в Советском Союзе был запущен искусственный спутник Земли. Награды за победы в космосе, ученые получали при закрытых дверях. Смыслов свой орден в Кремле, получил из рук своего «патрона» Ворошилова совершенно открыто. Хрущев первым из советских лидеров побывал в Америке, поразив даже раскованных американцев простотой нравов. Впервые была взорвана водородная бомба, отцом которой считался молодой сверхсекретный ученый Андрей Сахаров. Американцы тоже готовили свою бомбу для Советского Союза. Её звали – Бобби Фишер.
Смыслов, вернув через год корону Ботвиннику, начал свое рекордное долголетие в шахматах. Может быть, ему помогает убежденность, что им управляют некие силы вне Земли, и что жизнь человека не заканчивается земным существованием, и все беды человечества от неприятия этой истины. Всё зависит от чистоты духа, утверждает экс-чемпион. Кто знает, может, он и был прав. Ведь представить себе такое невозможно, в 72 года Смыслов продолжал играть в турнирах высшего ранга.