Неподалеку от Туапсе, там, где каменистое побережье Черного моря неожиданно изгибается небольшой песчаной бухтой, на живописных темно-зеленых холмах раскинулся Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орленок». Тысячи мальчиков и девочек проводят незабываемые дни в его воздушных дворцах, тенистых аллеях, на солнечных пляжах. И те двадцать ребят, которые приезжают сюда в самом конце лета, ничем от своих сверстников не отличаются.
Только собираются они для серьезных занятий в шахматной школе, которой руководит экс-чемпион мира, международный гроссмейстер Михаил Моисеевич Ботвинник.
Занятия с детьми ведет человек, чье имя стало символом шахматной мудрости. Долговременный лидер советских шахматистов М. Ботвинник тринадцать лет владел титулом чемпиона мира и оставил глубочайший след в истории шахматного искусства. Ботвинник — один из немногих гроссмейстеров, успешно совмещавших выступления в турнирах с плодотворной научной деятельностью. Доктор технических наук М. Ботвинник руководит лабораторией во Всесоюзном научно-исследовательском институте электроэнергетики, он автор ряда изобретений в области электротехники. В последние годы М. Ботвинник интенсивно трудится над шахматной программой для ЭВМ. Работы этого направления рассматриваются в кибернетике как важная ступень на пути к созданию искусственного интеллекта.
Но Ботвинник не порывает и с шахматами. Его литературно-шахматные и аналитические труды пользуются огромной популярностью во всем мире. А еще он находит время для нелегкой педагогической деятельности, кропотливых занятий с подрастающим поколением, будущей сменой прославленным советским гроссмейстерам. Школа Ботвинника — это новая интересная форма работы с юными шахматными талантами.
Три раза в год двадцать юношей и девушек из разных городов нашей страны съезжаются на очередные сессии. Место учебных сборов выбирается с таким расчетом, чтобы ребята могли активно отдохнуть, заниматься не только шахматами, но и спортом. Зимой — это благоустроенные спортивные базы Подмосковья с традиционными лыжными прогулками, летом — пионерский лагерь «Орленок».
Зимние сессии длятся по десять дней, летняя — тридцать. Все это время Ботвинник живет вместе с ребятами, постоянно с ними общается, внимательно их изучает. Беседы, занятия помогают ему понять сильные и слабые стороны шахматного творчества и характера своих питомцев, дать каждому полезный совет, наметить пути роста и совершенствования. Получив индивидуальные задания, ребята разъезжаются по домам, чтобы через несколько месяцев вновь встретиться на очередной сессии. Таков учебный распорядок школы, которая с некоторыми перерывами существует уже 15 лет.
Мне довелось побывать на нескольких сессиях школы. Я присутствовал на занятиях, наблюдал за ребятами и их родителями (самые маленькие приезжают с мамами или папами), беседовал с Ботвинником, его ассистентами мастерами Марком Дворецким и Владимиром Козловым. И понял, что соприкоснулся с чем-то более значительным, чем просто «шахматное обучение». Это были вдохновенные уроки мудрости, жизненного опыта, целеустремленности, подлинного шахматного мастерства.
М. Ботвинник обладает особым педагогическим тактом и притягательной силой. Он не подавляет ребят своим высоким авторитетом. Его благожелательная строгость в сочетании с тонким чувством юмора придает занятиям характер дружеской беседы со старшим товарищем. Ребята ведут себя на уроках активно, непринужденно, охотно рассказывают о своих делах.
...Перед демонстрационной доской 15-летний Рафик Габдрахманов из Казани, кандидат в мастера, чемпион Татарии среди взрослых. Рафик показывает партию, которую он проиграл. Ботвинник все время подчеркивает, что анализ поражений приносит шахматисту больше пользы, чем демонстрация побед.
Ты проводил интересный план,— говорит Ботвинник юноше,— но игнорировал замыслы партнера. Знаешь, в старые времена существовали так называемые лихачи. Они ставили лошадям на глаза шоры, чтобы те ничего вокруг не замечали, не пугались и мчались во весь опор. В шахматы так играть нельзя. Шахматы— это борьба, а не игра в одни ворота. Необходимо считаться с планами противника. Ты партии Болеславского изучал?
-Да.
А Кереса?
Нет.
Ни тот, ни другой никогда не шли напролом, они готовили наступление исподволь, учитывая контригру противника. В этом направлении и нужно развивать свой стиль. Поэтому тебе следует изучать партии Кереса.
А вот малыши — 12-летние Витя Леви из Волгограда и Вадик Островский из Днепропетровска. Оба имеют первый разряд по шахматам.
Что ж вы,— с напускной суровостью говорит Ботвинник,— солидные люди, а так играете!
Мальчики лукаво переглядываются.
- Тебе, Вадик,— продолжает Ботвинник,— нужно избавляться от цейтнотов. Не можешь рассчитать сложные варианты — избирай продолжения попроще. А вообще почаще играй, у тебя мало шахматной практики. А ты, Витя, собери все свои окончания с разноцветными слонами и пришли мне свои анализы.
У доски 15-летний кандидат в мастера из Казахстана Булат Асанов.
- Ну, что, Булат, зевнул пешку? — строго спрашивает Ботвинник.
- Зевнул,— смущенно отвечает юноша.
А времени на обдумывание было достаточно?
- Достаточно, —вздыхает Булат и отводит глаза.
- Что-то ты становишься легковесным... Читать любишь?
- Смотря что...
- Знаю, знаю, про шпионов, конечно... А блиц играешь?
Молчание.
- Владимир Николаевич,— обращается Ботвинник к ассистенту, мастеру Козлову, — запишите, пожалуйста: запретить Булату играть блиц.
- Так он же играет со своим тренером! — восклицает кто-то.
- Прекрасно, — резюмирует Ботвинник,— вот и поручим тренеру проследить за нашим запретом.
Гарик Каспаров, 13-летний кандидат в мастера из Баку, показывает свою партию и скороговоркой сыплет вариантами. Поражают удивительные для его лет эрудиция и обширные знания. Но когда утверждает, что все это учитывал во время игры, видимо, хитрит.
- Не суетись, Гарик, дай подумать,— останавливает его Ботвинник.— Ты можешь так быстро рассчитывать варианты, а я не могу.
Гарик замолкает и испытующе смотрит на Ботвинника. Начинается анализ. Ботвинник находит ошибку в игре мальчика.
- Почему ты так сыграл?
- Да ведь этот ход уже встречался, и черные получали хорошую позицию!
Гарик мгновенно называет имена соперников, год и место их встречи. Память у него великолепная.
- Никогда, ничего не принимай на веру,— говорит Ботвинник,— всегда сомневайся, ищи истину. Вот видишь, известный ход, а оказался плохим. Проанализируй эту позицию самостоятельно, не ссылаясь на авторитеты. Анализ пришлешь в письменном виде.
А мама Гарика тем временем записывает задание в блокнот. Кроме родительских обязанностей, она выполняет роль «второго тренера»...
- Как учишься? — неожиданно спрашивает гроссмейстер 14-летнего Сашу Ненашева из Ташкента.
- Ничего,— с опаской отвечает тот.
- Что значит «ничего»? Тройки есть?
- По математике...
- По математике?!
- Не мог решить уравнение...
- Ай-яй-яй,— качает головой Ботвинник,— это не годится. Шахматисты с математикой всегда в ладах.
Саша показывает партию из недавних соревнований клуба «Белая ладья», в которых он участвовал. Ботвинник замечает, что мальчик неуверенно ориентируется в сложных ситуациях.
- Было время, и я нечетко разыгрывал сложные позиции, но потом научился. Научишься и ты. Попробуй поработать с партиями Геллера, он прекрасно ведет борьбу в самых острых положениях... А тройку по математике ты все-таки исправь,— напоминает напоследок экс-чемпион мира.
Мастеру спорта москвичке Анне Ахшарумовой 19 лет. Через три месяца она станет чемпионкой СССР среди женщин.
— Видишь ли, Аня,— говорит Михаил Моисеевич, выслушав девушку,— ты слишком категорична в оценке худших позиций. Я расскажу тебе о своих встречах с Ласкером. Когда мы совместно анализировали сыгранные партии, то я нередко поражался его образу мышления и шахматным оценкам. Я, например, оценивал позицию как безнадежную, а Ласкер брался ее защищать и находил фантастические ресурсы обороны. Возможно, моя оценка была объективно правильной, но Ласкер справедливо считал, - что в условиях напряженной борьбы действуют такие факторы, как ограниченность во времени и утомляемость. Вот почему ему нередко удавалось спасаться в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Я настоятельно советую тебе разобрать партии Ласкера, особенно те, в которых ему приходилось вести оборону.
И вообще,— продолжает М. Ботвинник, и это относится уже ко всем,— очень полезно изучать партии крупных шахматистов. У каждого из них были свои типичные планы, излюбленные позиции, технические и тактические приемы. Знакомство с ними пополняет библиотеку знаний шахматиста. Во время игры возникают сходные по конфигурации положения, и тогда на память приходят накопленные сведения, они-то и помогают выбрать правильное решение. Вот, например, одно из самых ответственных решений в шахматной партии — переход из середины игры в эндшпиль. Как выбрать подходящий момент? Посмотрите партии Смыслова и Рубинштейна, они это делали мастерски. Приемы и планы атаки в изобилии рассыпаны в партиях Таля. А чемпион мира по ограничению возможностей соперника — Петросян. Проанализируйте партии нашего матча, и вы увидите, как ловко у него это получается...
Чемпиону Новгородской области среди взрослых, чемпиону РСФСР среди юношей кандидату в мастера Сергею Попову 15 лет. Но за последний год его спортивные результаты несколько снизились. Это беспокоит юношу.
— Не огорчайся,— говорит М. Ботвинник,— после больших успехов у молодых шахматистов нередко начинается спад. Он порождается двумя причинами: чувством собственной неуязвимости и недостатком нервных сил. Но еще Капабланка отмечал, что нет ничего лучше хорошего поражения в неответственный момент. Закаляйся. Тщательнее готовься к турниру, чтобы во время партии оставались силы на решение неожиданно возникающих проблем.
С тактикой у тебя все в порядке, а вот эндшпиль ты трактуешь как середину игры, хотя эта стадия партии подчиняется другим законам. Проштудируй книгу Р. Файна «Эндшпиль» (если не достанешь дома, мы тебе ее пришлем), с методической точки зрения она написана отлично...
Домашним заданиям и рекомендациям М. Ботвинник придает большое значение, распределяя их строго индивидуально. Шахматист плохо рассчитывает варианты — решай этюды, по возможности не расставляя шахмат на доске. Играет на цейтнот противника — читай статью Ильина-Женевского («50 лет назад написал, специально для тебя»). Для лечения «цейтнотной болезни» — свой рецепт: играть тренировочные партии, обращая особое внимание на планомерный расход времени. А главная цель — воспитать у молодого шахматиста навыки и привычки к самостоятельной работе. «Занятия с Ботвинником,— вспоминает чемпион мира А. Карпов,— принесли мне большую пользу, особенно задания, которые он давал на дом. Эти задания приучили меня к самостоятельной работе, заставили засесть за шахматные книги...»
— Метод занятий, который я использую ныне,— рассказывает М. Ботвинник,— зародился еще в 1939 году в шахматном клубе Ленинградского Дворца пионеров. Там были очень способные ребята, такие, например, как Марк Тайманов. Я сразу увидел, что теорию они знают ничуть не хуже меня, и решил заниматься с каждым индивидуально, но чтобы при этом присутствовали все ученики. Ребята получали домашние задания, потом совместно их анализировали. Такой метод себя оправдал и дал неплохие результаты.
Я не вмешиваюсь в работу тренеров на местах. Тренеры передают ребятам необходимую для каждого шахматиста сумму технических знаний. Я же уделяю внимание не только шахматной стороне вопроса, но и стараюсь направить молодого шахматиста на верный путь, воспитать в нем спортивные качества, ответственность за свою игру, психологическую устойчивость. Короче, передаю тот опыт, который мне удалось накопить за долгую жизнь в шахматах.
В школе занимаются ребята разных возрастов и разной практической силы. Не все порой понимают мои советы. Но это не беда. Не поймут сегодня, так запомнят и поймут позднее, ведь здесь собраны наиболее перспективные мальчики и девочки. Впрочем, шахматные способности оценить очень трудно. Никогда нельзя дать гарантии, что способный ребенок вырастет в большого шахматиста. Поэтому при наборе новых учеников мы испытываем определенные сомнения.
Положение о школе предусматривает особый порядок зачисления. В школу принимаются мальчики и девочки, проявившие способности в шахматах, достигшие успехов в соревнованиях, имеющие хорошую успеваемость и отличную дисциплину. Зачисление производится по рекомендациям центральных и республиканских советов ДСО, комсомольских и физкультурных организаций. Заявки направляются во Всесоюзный совет ДСО профсоюзов по адресу: 113093, Москва, Большая Серпуховская ул., 44. Окончательное решение выносит совет школы под председательством М. Ботвинника. На совете внимательно обсуждаются все кандидатуры. Абитуриент может быть сразу принят в школу или зачислен кандидатом, чтобы попасть в основной состав по мере появления свободных мест. Нередко кандидаты вызываются на очередные сессии и проходят, так сказать, «испытание огнем», а также строгое собеседование.
...Вадим Безман, 14-летний кандидат в мастера, чемпион Куйбышевской области среди юношей (7 из 7!), чемпион РСФСР 1976 года среди мальчиков.
Традиционное представление новичка. Вадим стоит у демонстрационной доски, чуть ссутулившись. Это не ускользает от внимательного взгляда М. Ботвинника.
- Спортом занимаешься?
- Занимался...
- Когда?
- Когда был молодым.
Все смеются.
- Каким видом спорта?
- Борьбой.
- Это не для шахматистов. Лыжи, коньки, легкая атлетика — вот что для нас. Шахматисту необходим свежий воздух, тогда голова становится ясной, а нервы крепче. Зарядку делаешь?
- Здесь делаю...
- Здесь-то понятно, иначе на завтрак не пустят. Дома нужно делать. Я вот за пятьдесят с лишним лет ни одного дня не пропустил... В шахматы давно играешь?
- С четырех лет.
- Значит, с десятилетним стажем,— констатирует М. Ботвинник.— А кто научил?
- Дедушка.
- А сейчас дедушку побиваешь?
- Побиваю.
- Ну и воспитаньице...
Вадим показывает свои партии. Он быстро рассчитывает варианты, уверенно ведет борьбу.
- Очень способный парень,— делится со мной М. Ботвинник,— фантазия у него богатая.
Учебные сессии проходят в напряженной работе. Непосредственное общение с М. Ботвинником облагораживает ребят, расширяет их кругозор, придает уверенность в своих силах. И когда они разъезжаются по домам, каждый увозит с собой то необъяснимое и порой неосознанное, что позволяет взглянуть на шахматы глазами «уже не мальчика, но мужа».
И все же работу педагога оценивают, в конечном счете, по результатам. Кого воспитал М. Ботвинник, кто вышел из его школы? Из числа воспитанников Ботвинника, кроме А. Карпова, можно назвать гроссмейстеров Ю. Балашова, Ю. Разуваева, Е. Ахмыловскую, чемпиона мира среди юношей А. Юсупова, чемпионку СССР А. Ахшарумову и добрый десяток мастеров спорта. Многие появились на всесоюзной и международной арене в последние годы и уже добились заметных успехов.
Очень высоко оценивает М. Ботвинник шахматный потенциал Г. Каспарова. Гарик развился необычайно рано. Мальчику не было десяти лет, но он уже серьезно увлекался историей, от корки до корки изучил, например, книгу академика Е. Тарле «Наполеон», которую-то и не каждый взрослый брал в руки. Очень скоро пришли к нему и шахматные успехи. В десять лет он выиграл Кубок Баку среди взрослых, в одиннадцать стал кандидатом в мастера, дважды — в 1976 и 1977 годах — завоевывал звание чемпиона СССР среди юношей. Это рекорд. 12-летних чемпионов в истории нашей страны до него не было.
Вот окончание партии КАСПАРОВ — ПИГУСОВ (чемпионат СССР среди юношей 1977 года), с лучшей стороны характеризующее тактическую зоркость бакинца.
В предыдущей борьбе белые пожертвовали пешку и теперь всеми силами обрушиваются на неприятельского короля — 30. Лf6!
Угрожает 31. Л:h6+. На 30... Фf8 белые продолжают не 31. Лh4 из-за 31... Лс3! (теперь не проходит 32. Лf:h6+ gh 33. Л:h6+ Kpg8 34. Ch7+ Kpg7), a 31. Фf3!, возобновляя угрозу 32. Л:h6 gh 33. Фf6+, и после 31... Фе7 32. Фf5 быстро побеждают.
30... Kg5 31. Л:g5! hg 32. Ф:g5 Kpg8 33. Фh4 Фа3 (33...g6 34. е6!) 34. g6. 35. C:g6 Ф:f3 36. Фh7+ Kpf8 37. gf.Черные сдались.
На прошлогодней летней сессии школы в «Орленке» ребята участвовали в тренировочном турнире. Первым на финише был 15-летний кандидат в мастера, чемпион Таллина среди взрослых Яан Эльвест. Он набрал 11 очков из 13.
Я. ЭЛЬВЕСТ — А. НЕНАШЕВ
Сицилианская защита
1. е4 с5 2. Kf3 de 3. d4 cd 4. K:d4 Kf6 5. Кс3 a6 6. Сc4 е6 7. Сb3 b5 8. 0—0 Ce7 9. f4 b4 10. Ka4 Cb7.
Черные слишком «резво» разыграла дебют. Возможно, помня о совете Ботвинника, Саша Ненашев стремится испытать свои силы в сложной борьбе. Но делает он это на грани «фола». Впрочем, уже не только на грани...
11. е5 de 12. fe Ке4.
В случае 12...Kfd7 у белых был выбор между жертвой ладьи на f7 или слона на е6, а после 12... Kd5 годится и простое 13. Фg4 (13... 0—0 14. Ch6).
13. С: е6! Fe 14. К:е6 Ф:d1 15. K:g7+ Kpd7 16. Л:d1+ Крс6 17. Kf5.
У белых три пешки за фигуру при непрекращающейся атаке. Даже отсутствие ферзей не облегчает положения черных.
17...Cd8 18. е6! Крb5 19. bЗ Cf6 20. Kd4+ C:d4+ 21. Ле8 22. c4+ be
23. Са3 a5 (23...Л:е6 24. Лb4+ Крс6 25. Лb6+). 24. е7 с2 25. Лс1 Ка6 26. Л: е4 С:е4 27. Кс3+ Крb6 28. К:е4 Кс7 (28... Кb4 29. С:b4 ab 30. Kf6!) 29. Л: с2 Лb8 30. Сс5+ Крb7 31. Cd4 Лg8 32. Kd6+ Kpb8 33. Се5 34. е8(Ф)+! (в заключение — изящная матовая комбинация) 34... К:е8 35. Лс8+ Кра7 36. Cd4+. Черные сдались.
Единственное поражение победитель турнира потерпел от 14-летнего москвича кандидата в мастера Андрея Соколова.
А. СОКОЛОВ — Я. ЭЛЬВЕСТ
Сицилианская защита
1. е4 с5 2. Kf3 е6 3. d4 cd 4. K:d4 Кc6 5. Кс3 d6 6. Се2 Се7 7. 0—0 Kf6 8. Се3 0—0 9. f4 а6 10. Фе1 К:d4 11. C:d4 b5 12. Лd1 Фс7. 13. е5 de 14. fe Kd7 15. Ке4. Сb7 16. Kf6+ Kph8.
Плохо 16...gf. 17. Фg3+ Kph8 18. ef Ф:g3 19. fe+.
17. Фh4 h6 18. Фh5 Cc5 19. K:d7 Ф:d7.
Черные сохраняют равновесие благодаря тактической возможности — 20. С:с5 Фе6 (с угрозой мата на g2).
20. с3 Лad8?
А вот это уже ошибка. Правильно было 20...Фс7, чтобы в случае 21. Лf6 ходом 21...Се4 подключить слона к защите королевского фланга.
21. Лf6!
Забавно, что аналогичный ход решил борьбу и в партии Каспаров — Пигусов, приведенной выше. Угрожает 22. Л:h6+ gh 23. Ф:h6+ Kpg8 24. Фg5+ Kph8 25. Фf6+ Kpg8 26. Лd3 С:d4+ (26... Ce4 27. Лg3+ Cg6 28. Лh3 С:d4+ 29. Kph1 Ch7 30. Л:h7+ Kp:h7 31. Cd3+) 27. Л:d4 Ф:d4+ 28. cd Л:d4 29. Фg5+ Kph8 30. Фе7 и т. д.
21...Фc6 22. Cf3 Фb6 23. С:b7 С:d4+ 24. cd Kpg8.
Проигрывает и 24...Л:d4 25. Л:d4 gf (после 25... Ф:d4+ 26. Лf2 у белых лишняя фигура) 26. Ф:h6+ Kpg8 27. Фе3.
25. Фg4 Ф:b7.
Здесь 25...Kph8 опровергалось посредством 26. Фh4! Kpg8 (26...Ф:b7 27. Л:h6+) 27. Cf3 gf 28. ef, и угроза 29. Фg4+ решает.
26. Л:h6 Лd5 27. Лd3 Лc8 (27... Фb6 28. Лdh3 f5 29. Лh8+ Kpf7 30. Л:f8+ Kp:f8 31. Лh8+ Kpf7 32. Фh5+ Кре7 33. Фе8Х) 28. f5 29. Фh4 Лс1+ 30. Kpf2 Лс2+ 31. Kpe1 Лс1+ 32. Kpd2.Черные сдались.
Школа Ботвинника — образец плодотворной и исключительно перспективной работы с юными шахматистами. Ее опыт начинают перенимать некоторые спортивные общества. Созданы еще две юношеские «шахматные академии» — школа Т. Петросяна при «Спартаке» и школа В. Смыслова при «Буревестнике». Слово за другими гроссмейстерами. Каждый из них может многое сделать для детских и юношеских шахмат хотя бы в масштабе своей республики, своего города.
Мастер спорта В. ХЕНКИН.