Магнус Карлсен: Чувствую себя великолепно! Мне нравятся ситуации, когда все в моих руках.

Магнус Карлсен -      Обозреватель сайта WhyChess, Евгений Атаров, смог взять интереснейшее интервью у шахматиста, который возглавляет мировой рейтинг-лист ФИДЕ несколько последних лет! Как вы уже поняли, речь идет о молодом, талантливом норвежском шахматисте, выигравшем последний Мемориал Таля 2012, Магнусе Карлсене. Это не однозначная шахматная персона, которая как привлекает, так и отталкивает любителей шахмат. Конечно же, многие фанаты шахмат привыкли видеть сильнейших игроков в старинную игру, своих земляков. Но, тут ничего не поделаешь. Молодость берёт своё! Некоторые известные шахматисты, такие как Виктор Корчной, пытаются доказать всей шахматной общественности, что удачные выступления Магнуса Карлсена ни что иное, как везение. Но такие выступления, а особенно победы в крупнейших супертурнирах, подтверждают тот факт, что пришла «эра» Магнуса.

     Хотя, этот молодой человек прожил всего 21 год, уже сейчас он имеет право называться «шахматным гением». Даже два великих «2К» (Каспаров и Карпов), достигли такой игровой зрелости в поздние годы своей шахматной карьеры, в отличие, от норвежского вундеркинда. Вот и в этом году, ничего не предвещало победы Магнуса Карлсена, в московском супертурнире 22-й категории «Мемориал Михаила Таля» 2012 года. Начав с 3-х ничейных партий, Магнус смог занять первое место, не смотря на критику многих шахматных специалистов. Как говориться: «Сильнейших не судят». Он смог победить, и этим всё сказано! Обнимая победный кубок, в его глазах читается неподдельное счастье, которое он хочет разделить с теми людьми, которые в него верили. Конечно же, логическим продолжением его  шахматной карьеры, должен стать титул чемпиона мира по шахматам. Будем надеяться, что именно Магнус Карлсен отберёт звание чемпиона мира у Виши Ананда, который показал в последнем противостоянии с Борисом Гельфандом неуверенность, усталость и пенсионный настрой.

     Ниже вы можете прочитать полное интервью с Магнусом Карлсеном.

Евгений Атаров: В первую очередь мои поздравления с очередным успехом. Как себя чувствуешь после того как выиграл второй подряд мемориал Таля?

      - Магнус Карлсен: Спасибо! Чувствую себя великолепно. Мне нравятся ситуации, когда все в моих руках. По ходу игры ситуация часто выходила из-под контроля, но... впервые перед последним туром мне было предельно ясно: если я выигрываю то, скорее всего, буду в дележе первого места. На самом деле получилось даже лучше, чем я думал.

По ходу партии показалось, что у МакШейна нет ни малейшего шанса, несмотря на то, что у него были белые фигуры и шансы тоже куда-то прорваться!

     - Видно было, что Люк сильно нервничает. В такой ситуации надо всегда сохранять холодную голову. Мне это удалось, вот в итоге и занял здесь первое место.

С какого-то момента показалось, что тебя больше волнует не своя партия, а то, как Аронян реализовывал свой перевес против Каруаны...

     - Ближе к цейтноту результат обеих партий был более-менее очевидным. Поэтому я больше смотрел за тем, чтобы Левон довел партию до победы.

Огорчился бы, если Каруана спасся, и ты стал только вторым?

     - Наверное, но во время партии я об этом просто не думал... Считаю, что Каруана провел хороший турнир. Достоин ли он был первого места? Я не знаю.

А если говорить начистоту, ты - был?

     - Мне удалось в этом турнире не проиграть ни одной партии... Думаю, если я и не показал всего, на что способен, то выжал максимум из того, что имел.

Понимаю, что сейчас задам дурацкий вопрос, но скажи, ты за последние годы не устал уже ото всех этих интервью, фото-сессий... Сколько их было за этот год?

     - Не знаю даже. Много... Устал ли я? Давать интервью все-таки проще, чем играть партию, готовится. Но я понимаю, что это такая же часть моей работы, как играть в шахматы. Это нисколько не напрягает... Тем более, что теперь мне четко говорят: я должен поговорить с тем-то, с тем-то, поехать на передачу или сниматься.

Что ты чувствуешь, когда в очередной раз занимаешь первое место в большом турнире? “Что - опять?!” Возбуждают ли они тебя, как прежде?

     - Мне очень нравится выигрывать, я по-настоящему счастлив в этот момент. Могу сказать так практически о любом турнире, который выиграл за последний год... По-моему, выиграть турнир - это лучшее, что с тобой может случиться. И это - не повод для улыбок. Мне нравится побеждать, я хочу продолжать делать это дальше.

То есть все, что говорят о тебе, что ты перестал получать радость от своих побед - это ерунда? Ты по-прежнему испытываешь восторг после победы?

     - Да! Быть может, сегодня это выглядит чуть по-другому, - но ты видел, как вчера после партии с Томашевским: я не шутку расстроился, когда не смог выиграть. Я по-прежнему заряжен на победу в каждой партии, в каждом турнире, где играю.

А что говорил себе перед началом турнира: должен ли ты его выиграть?!

     - Конечно, я думаю перед началом каждого турнира, что надо бы выиграть. Но я... (Магнус задумался, подбирая образ, с кем бы себя сравнить. Показалось, что сейчас он скажет, что он - не робот!) Я жду, что у меня все сложится, но... никогда нельзя строить планы, что ты обязательно победишь! Так же было и на этот раз.

Магнус Карлсен.     Я думаю, что подобные размышления могут завести, черт знает куда. Достаточно взглянуть на Морозевича, который после пяти партий имел “+3”, но чуть не закончил турнир в минусе. Или взять Каруану, который прекрасно играл в середине турнира, обыграл Крамника, а потом завалил концовку - с Раджабовым спасся, а с Ароняном - нет. В общем, все знают, во время игры может случиться все, что угодно. Что касается меня, то я ни разу по ходу этого турнира не ощущал себя фаворитом, возможно, это помогло мне здесь сыграть лучше, чем я мог рассчитывать...

Считаешь, что с тобой играли как-то по-другому, чем обычно?

     - Я начал очень осторожно... Тяжелая ничья белыми с Крамником, потом - тяжелая позиция против Морозевича. В тот момент мне очень тяжело давались все решения, я был слегка заторможен, но потом «разыгрался». Во второй половине турнира я уже играл на своем обычном уровне. Мне даже жаль, что турнир был таким коротким - я бы с удовольствием поиграл еще! Если бы здесь было бы столько же туров, как и в Вейк-ан-Зее, у меня было больше шансов подтвердить, что я достоин победы.

Что-то подобное говорил и Аронян...

     - И он, и я - мы долго не играли. Но у него хотя бы был матч с Крамником, я же не садился за доску, начиная с Вейк-ан-Зее. Четыре месяца - это много.

Как оценивал свою форму перед стартом?

     - Как нормальную. Конечно, с учетом того, что я не играл несколько месяцев. Но я быстро набрался практики. Идея устроить жеребьевку через блиц-турнир - хорошая идея. У меня была возможность хорошо потренироваться, почувствовать игру.

     Впрочем, когда я сел за доску в первом туре против Крамника, понял, что просто не будет. Ошибка в дебюте - и я оказался в роли обороняющегося. Хорошо удалось спастись. Следующий тур - и снова ужасная ошибка в дебюте, после чего...

...После чего ты чудом спасся?

     - Я бы не стал говорить так. Да, моя позиция была плохой, но не выигранной для белых. Там было еще много работы. Не мог же я просто сдаться в той позиции.

Да, ты боролся как лев! Что помогало в этой борьбе?

     - Все как обычно. Главное - не надо терять объективность. Использовать все свои шансы. В известной степени то, что мне пришлось сильно напрячься в этих партиях, помогло мне быстрее прийти в норму. Потом я играл уже на своем уровне.

Но все-таки, объясни: почему у других Морозевич выигрывает такие позиции в 10 случаях из 10, а у тебя - нет. В чем секрет?

     - Ответ простой: надо делать ход за ходом. Я считал много вариантов, и нигде там белые не выигрывали материал немедленно. Пытался найти свои шансы и нашел их... Как я уже говорил, позиция не была стопроцентно проигранной. Может, 80%!

Тебе достаточно 20% против Морозевича?

     - Я так не говорил. Это одна-единственная партия... Я просто сражался до конца, возможно, что Морозевич не сделал все, что можно было сделать.

А что должны сделать твои противники, чтобы сломить твое сопротивление. По дебюту у тебя частенько получаются неважные позиции, но затем...

     - Тут нет никаких секретов. Я - просто игрок. Когда на доске напряжение, трудно быть точным до конца, неизбежно закрадываются какие-то ошибки... Так было и с Морозевичем, так происходит и с другими. Так происходит и со мной. Вряд ли я могу назвать себя идеальным игроком. Опять же, говоря о дебютной подготовке.

     Кстати, в этом турнире с дебютом все было более-менее в порядке. Пускай в двух белых партиях против Крамника и Каруаны у меня было не все в порядке, то в трех других мне удавалось получать очень интересные позиции. Особенно против Грищука. Может, с Ароняном получилось и не так здорово, но он взял курс на ничью...

     Черными же у меня были только практические проблемы. Не слишком сложные, чтобы спокойно решить их. А в итоге обе свои победы я одержал черными.

Какой момент стал определяющим для тебя? Победа над Раджабовым?

     - Это было очень важная победа. Но, наверное, ключевой - партия с Грищуком. И если бы я сыграл чуть конкретней по выходе из дебюта, - у черных там могли быть очень серьезные проблемы. Тем не менее, мы сыграли интересную партию.

     Черные, казалось, уже выиграли моего слона на g3, я пожертвовал еще качество и в какой-то момент мог остаться без чистой ладьи, но оценивал шансы белых очень высоко. Когда я нашел эту идею, я просто не мог удержаться и не сыграть так. Вот, обо мне говорят как об игроке, которого не волнует красота. Это не так. Просто во время игры каждый видит красоту в разных вещах. Мне нравится красота эндшпиля, но я испытываю удовольствие, когда находятся такие идеи как с Грищуком.

А у тебя есть объяснение, что происходило в этом турнире? Такое количество результативных партий... Ничего подобного в турнирах XXI категории не было!

Магнус Карлсен.     - Объяснения у меня точно нет. Почему-то люди бросились друг на друга. Было и много ошибок, и много интересных идей. Что происходит? Я не знаю... Битва! Люди не хотели терять белый цвет, шли до конца. Черными они тоже играли яростно... Я не считал, но мне кажется, что они выиграли не меньше партий, чем белые.

Объяснения у тебя, опять же, нет?

     - А какие могут быть объяснения?

Нам с Владом Ткачевым показалось, что после довольно невнятного матча за корону Ананд - Гельфанд “претенденты” на будущий трон уже вступили в гонку за вакантное место. Тебе так не показалось?

     - Со стороны, наверное, виднее. Я не ощутил дополнительного напряжение после матча Ананд - Гельфанд. Лично я считаю, что Ананд по-прежнему остается одним из лучших игроков мира. Возможно, ему сейчас не так хочется играть как раньше, но он сохраняет свой класс. Считаю его “настоящим” чемпионом мира, несмотря на то, что победа над Гельфандом в матче оказалась совсем не убедительной.

     Но такова уж особенность шахмат: ты можешь играть не особенно убедительно в турнирах, но если раз в год (а на самом деле - раз в два года - Е.А.) ты отстаиваешь звание чемпиона мира, то шахматный мир продолжает считать тебя королем.

Ты считаешь, этого достаточно?

     - Я не буду говорить, что думаю по этому поводу... Но, очевидно, что победа над Гельфандом не произвела большого эффекта на шахматную общественность.

     Борис, конечно, грандиозный шахматист, но... нынешний Гельфанд - не тот игрок, который обладает классом на то, чтобы претендовать на звание чемпиона!

Не участвуя в розыгрыше первенства мира, не испытывал давления на себя из-за того, что вносишь дисгармонию в шахматную иерархию. С одной стороны Ананд - чемпион мира, с другой ты, который уже третий год держит первый рейтинг?

     - Это не моя проблема! Я просто играю в шахматы...

     Нет, никакого давления я не испытываю по этому поводу. Все, чего я ожидаю - это побед, удовольствия от игры. А если что-то кто-то обо мне думает, кто-то чем-то неудовлетворен... то это - не моя головная боль. Надеюсь, что когда-нибудь я стану чемпионом мира, - и сделаю всех этих людей счастливыми. Но даже если этого по какой-то причине не произойдет, то это не помешает мне получать удовольствие от шахмат. Я уверен в этом.

Такое как на мемориале Таля?

     - Да, это был классный турнир и я счастлив, что мне удалось выиграть его.

Твои дальнейшие планы?

     - Я собирался сыграть в Базне, но турнир, увы, отменили. Не думаю, что этот факт изменит мою жизнь. У меня сейчас много разных обязательств помимо шахмат.

Не тяготит избыточное внимание к твоей персоне?

     - Нет, я давно уже привык к этому. Воспринимаю это как должное. Менеджер мне говорит, что и как надо сделать. Я делаю. Не проблема. Он делает как мне лучше... В последнее время, конечно, подобного рода занятий становится все больше.

Да, плакатами с твоим изображением заклеены все аэропорты Европы...

     - Я видел. В Норвегии их еще больше, и не только в аэропортах.

Ты участвовал в нескольких ток-шоу в Америке, в программе CBS!

     - Что сказать, мне понравилось. Интересные люди, много внимания ко мне. Я и не думал, что когда-нибудь интерес к моей персоне будет таким большим.

Это не мешает тебе просто играть в шахматы и быть лучшим?

     - Играть в шахматы точно не мешает. Я нахожу достаточно времени для занятий, шахматные турниры все равно - определяющие в моем плане на месяц, год. Что же касается “быть лучшим”, - не знаю. Стараюсь делать все, что в моих силах!

Оригинальный текст: whychess.org

Реклама

Рейтинг (FIDE) LIVE

                         Man

2017 12 10 Man

                     Women

2017 12 10 Women