Интервью с Борисом Спасским (Нальчик, 2010г.)

Борис Спасский.     В январе прошлого года, Борис Спасский был приглашен в Нальчик для комментирования шахматных партий в мужском турнире Гран-При ФИДЕ. Перед десятым туром, экс-чемпион мира ответил на вопросы журналистов.  

Что было самым запоминающимся в первые дни турнира?

     Было несколько интересных игр в первом туре, которые были довольно драматичны. Одной из самых интересных игр была партия между Василием Иванчуком и Петром Свидлером.

     Иванчук оказался в цейтноте, и хотя он играл очень хорошо, у него все-таки не хватило времени, чтобы решить все проблемы, и в результате он проиграл. Левон Аронян выглядит убедительным лидером. У него уже есть две победы. Это хороший старт. Но трудно судить после двух туров. Я наблюдаю с большим интересом, как гроссмейстеры нового поколения конкурируют друг с другом. Очень интересно следить за стилем борьбы и выяснять, кто является темной лошадкой. Мы знаем, и белых лошадок - они являются нашими фаворитами.

Собираетесь ли вы продолжить карьеру игрока?

     Дело в том, что мне уже 72 года, а в этом возрасте трудно переносить напряжение борьбы. Мне сложно это делать. Я могу сыграть один-два матча, когда меня приглашают на различные конкурсы, но всю дистанцию играть в таком темпе для меня очень сложно. Очень важное условие, чтобы играть в турнирах, это чувствовать себя так, как будто вы готовы "убить" всех соперников, но я очень застенчивый, и теперь я не хочу побеждать любой ценой. Если я выиграю, я не чувствую никакой радости, но я не люблю проигрывать. Очень скучно, когда партия заканчивается ничьей.  Я могу сказать вам, что сейчас наступает старость в шахматах очень рано. Расцвет приходит очень рано в 26-28 годам. Мы становились чемпионами в 32 года. Я стал чемпионом в 32, Бобби Фишер был чуть моложе, Карпову было 24, но он не играл матч на первенство мира. Ласкеру было 24, и это был 19-й век.

Борис Спасский.Собираетесь ли Вы принять участие в работе клуба "Ладья" и играть сеанс одновременной игры или может быть что-то другое, связанное с шахматами?

      Теперь у меня нет никакой специальной программы ознакомления с шахматной жизни в республике, именно в Нальчике. Но есть две вещи, которые я хотел бы сделать. Я хочу посетить шахматный клуб и местный краеведческий музей. Это программа-минимум, но я думаю, что это также максимум того, что я могу сделать. Насколько я знаю, у нас есть два выходных, в которые входят туристические программы? И, конечно, я хотел бы присоединиться к нашему шахматному стаду, простите меня за выражение.

Что вы думаете о системе сегодняшнего определения чемпиона мира по шахматам?

     Я никогда не думал об идеальной системе. Мне всегда казалось, что титул чемпиона потерял это значение. Я думаю, что сейчас было бы разумно провести один турнир претендентов на год. Но, с другой стороны, после Ананда, который является чемпионом мира по шахматам сейчас, который выиграл последний матч у Крамника, значение титула стало более важным. И я счастлив по этому поводу. Говоря об идее принятии такого рода серии, в которой выбор будет сделан на пирамиду, которая состоит из шести турниров, я должен сказать, что это не новая идея. У меня есть опыт участия в турнирах, проходящих на GMA. Существовали также четыре турнира, и три лучших результата были приняты во внимание. Я не могу судить о том, что разумно или нет. Может быть, это немного сложнее. И особенно сейчас, когда очень трудно найти деньги на организацию соревнований.

Не кажется ли вам, что шахматам нужен новый Бобби Фишер? Кажется, что гроссмейстеры отдельно, зрители отдельно друг от друга, и шахматы также отдельно друг от друга.

     Я думаю, сейчас это Магнус Карлсен из Норвегии. Он может играть эту роль, потому что он привлекает шахматный мир на свой юный возраст и качество игры. У него довольно интересная и насыщенная игра, к тому же это очень смелый мальчик, он идет вперед, где выигрывает или проигрывает. Он также играет хорошо эндшпиль, как Бобби Фишер в свое время. Но если вы имеете в виду, что это должна быть экстравагантная фигура, своего рода шоумен, могу сказать, что я не вижу такого человека на данный момент. И, возможно, мы не увидим его.

После того, как шахматная корона вернулась в Россию, женские шахматы стали более популярными. Каково Ваше отношение к ним?

     Говоря о женских шахматах, я хотел бы сказать, что я рад был узнать, что профессиональная карьера оплачивается так же, как и в мужских шахматах.

Наша шахматная школа была сильнейшей во времена СССР. Как она выглядит сейчас?

Борис Спасский.     К сожалению, сейчас существует раскол. Мы можем много говорить о так называемой реконструкции, ведь то, что произошло со страной, распад СССР, это очень болезненно отразилось и на шахматах. Многие игроки, которые выросли и получили шахматное образование на высоком уровне здесь, покинули страну. То-то и дело со мной. Я поехал во Францию ​​в 1976 году. Я живу там, в течение 34 лет. Я думаю, что теперь титул чемпиона стал недооцениваться, но это не потому, что интерес к шахматам снизилась. Дело в том, что теперь конкуренты имеют мало различий, и по этой причине я не берусь сказать, кто выиграет в звание чемпиона мира. Он просто получает титул. Но в мое время все были когда-то официальными чемпионами в течение трех лет. Но я бы хотел добавить, что были лица, как Миша Таль. Он был чемпионом всего 4 года. Однако он был очень яркой фигурой в шахматы. Я думаю, что шахматный мир был бы очень скучным, если бы не Миша Таль. Его работа была очень полезной. Помню однажды, когда я был участником турнира в Белграде, я встретил любителей, которые обсуждали турнир. Один из них сказал: "Нет Таля - нет турнира". Так что есть другая причина, почему звание чемпиона в настоящее время недооценивается. Я всегда любил историю шахмат, и мне было очень интересно узнать больше о мировых шахматах, которые были на разных ступенях развития. Первый чемпион мира, условия, которые были тогда. И что мы имеем сейчас: если ваш телефон зазвонил во время партии, то вам присуждается поражение. Жаль, что я не жил в 19 веке.

Что вы думаете о карьере тренера?

     Талант тренера должен быть особенным. Вы можете быть отличным шахматистом, но в то же время абсолютно бездарным тренером. У меня есть пример. Мне было предложено работать с Флорой Дмитриевой, которая была чемпионом Ленинграда. Я согласился, но не понимали, что это будет тяжело. Она уже была чемпионом Ленинграда. Итак, я дал ей совет: "Флора, не думай о жизни, просто играй, как тебе нравится, и как ты чувствуешь". Так она на следующем чемпионате оказалась на последнем месте. После этого я понял, что я должен быть очень осторожным с моим талантом тренера. Но, видя Бондаренко, который настоящий талант, я понял, что лучше быть директором школы, чем работать тренером. Сейчас я читаю лекции на общие элементы шахматы, потому что у меня большой опыт. С такими названиями: "Как я стал чемпионом", "Самые обидные потери", "Как не следует играть в шахматы". У меня много таких историй. Поэтому, прежде чем я дал согласие стать главой школы, я очень тщательно обдумывал это решение. Сейчас мы проводим две сессии в моей школе в г. Сатка Челябинской области, зимнюю и летнюю. Есть около 30 учеников. Теперь их число будет уменьшено. Я думаю, что мои лекции могут быть очень полезны, потому что я своего рода магнит, который притягивает и детей. И я могу также сделать серьезные профессиональные замечания на уроке. Именно поэтому я оцениваю мои шансы как 50/50. Я люблю заниматься с молодежью и указывать на их сильные и слабые стороны, сравнивая их с моим поколением.

Что вы думаете о влиянии компьютера на шахматы, вы видите положительные моменты в этом?

     Нужно принять во внимание тот факт, что компьютеры изменили шахматы. Недостатком их является то, что многие игры начинаются только с 35-го хода или даже позже. Таким образом, вы сразу же переходите в эндшпиль, и нет живой игры. Но есть и большое преимущество в них. Например, гроссмейстер Бондаревский и его жена провели месяц, чтобы разобрать дебютный репертуар Бобби Фишера. Теперь, вы найдете программу, и вы можете сделать это за полминуты. Это действительно большое преимущество. Компьютер важен на высоком уровне, когда нужно быстрее совершенствоваться. Очень важно научиться работать с компьютером. Он должен быть нашим слугой, и мы не должны позволить стать ему нашим хозяином.

Как Вы заработали ваши первые «шахматные деньги»?

Борис Спасский.     Я получил первые «шахматные деньги» в 1948 году, когда я давал сеанс одновременной игры в Доме офицеров в Минске. Мне было тогда 11 лет. В игре я поставил мат одному офицеру. Он попросил переходить. Таким образом, после двух ходов он мне поставил мат. Я начала горько плакать, и сеанс был остановлен ​​на 15 минут. Когда я успокоился, я закончил сеанс. С тех пор я никогда не даю перехаживать. Я получил очень печальный опыт. Говоря о деньгах, я получил сумму, на которую я мог бы купить зимнее пальто. Так, чтобы были деньги, слезы и пальто.

Какую из ваших игр вы можете назвать "вечнозеленой"?

     Я думаю, что вечнозеленые игры - это игры с Бронштейном в 1960 году. Был очень хороший баланс между стратегией и тактикой. Эта идея была использована в одном из фильмов о Джеймсе Бонде.

Вы здесь: Home Интервью Интервью с Борисом Спасским (Нальчик, 2010г.)