В этой статье мы хотим порекомендовать начинающим шахматистам, найти книгу гроссмейстера Д. Бронштейна под названием «Самоучитель шахматной игры» и более детально позаниматься с ней. Автор этой книги излагает в ней свою оригинальную систему обучения шахматной стратегии и тактике. Некоторые практические советы на тему о том, как получить позицию по вкусу и как избежать быстрого проигрыша в дебюте.
Теперь, когда мы рассмотрели так много образцов жизнедеятельности шахматных фигур в тех или иных обстоятельствах, каждый из вас составил себе свой слепок «идеального шахматного стиля», которым хотел бы восторгаться и которому хотел бы подражать. Поэтому теперь нет ничего легче и нет ничего проще, как подобрать для своей личной практики дебют по вкусу.
Чтобы читателям было абсолютно ясно, что хочет сказать автор, в качестве первого такого обучающегося робота готов выступить он сам.
Мне всегда нравится, если у меня пешки не застыли в неподвижной цепи, а составляют как бы часть живого, подвижного механизма. Поэтому при игре белыми я очень часто начинал игру ходом 1. е2—е4, а потом при каждом из первых ответов черных избирал вариант, ведущий к открытой позиции с прямыми взаимными угрозами. Тут я проявлял неосмотрительность — сегодня избегают предоставлять противнику встречные возможности, предпочитают противника как бы утюжить хорошо известными техническими приемами, отказываясь от надежды на атаку.
Но читателям так играть нельзя, вы не профессионалы и если будете перенимать худшие черты жесткого современного стиля супер-чемпионов, то просто... растеряете всех партнеров — с вами никто играть не станет. Поэтому в ответ на 1...е7 — е5 можете смело играть королевский гамбит, вам хватит удовольствия на всю жизнь. Или изберите старинную итальянскую партию. Сейчас она забыта, все руководства о ней говорят вскользь, так что у вас будет простор и для поисков.
Она знакома каждому любителю: 1. е4 е5 2. Kf3 Кс6 3. Сс4 Сс5.
Теперь белые, которые все еще хранят дополнительный боевой резерв в виде хода, могут избрать дорогу по своему вкусу. Либо острые варианты в духе 4. с3 Kf6 5. d4 ed 6. cd Cb4+ 7. Кс3 К:e4 8. 0—0 С:с3 9. d5 Cf6 10. Лe1 0—0 11. Л:e4 и т. д.
Либо спокойную систему ввода фигур в игру — 4. Кс3 Kf6 5. d3 d6 6. Cg5 h6 7. C:f6 Ф:f6 8. Kd5 Фd8 9. c3 Ke7 10. Ke3 и т. д.
Либо, наконец, и это будет самым верным решением, пойти на то, чтобы выиграть еще один дополнительный ход, избрав для этого бессмертный гамбит Эванса. С тех пор, как в 1824 году изобретатель трехцветных морских сигнальных огней английский капитан Д. Эванс изобрел ход 4. b4, не найти, пожалуй, шахматиста, чье имя так часто встречалось бы в шахматной литературе, поскольку его гамбит всем понравился, и применяли его самые знаменитые шахматисты XIX века.
В чем смысл гамбита 1.е4 е5 2. Kf3 Кс6 3. Сс4 Сс5 4. b4 С:b4 5. с3 и т. д.?
Не теряя времени, белые успевают пойти и пешкой слона, и пешкой ферзя. Так как черным для эвакуации короля в укрытие надо еще изыскать два хода, то белые не без оснований рассчитывают энергичными действиями еще более активно расположить свои фигуры, имея в виду атаковать короля не только в центре, но и в его убежище. Если бы я был обязан дать только одну дебютную рекомендацию любителям, то, не колеблясь ни секунды, сказал: играйте гамбит Эванса. Тайна заключается в том, что в этом дебютном построении все время надо отражать взаимные угрозы и создавать новые, придумывать свои ходы и старательно разгадывать планы противника. Здесь начинается такой острый бой, что, даже зная, какие угрозы навивают, нельзя точно предсказать, какая именно угроза будет использована противником в том или ином случае. Для легких дружеских партий нет в шахматах лучшего начала. И не надо опасаться того, что в этом дебюте у черных воюющих сил вроде бы сразу становится больше. Гамбит Эванса — это не вариант, это стиль ведения шахматной партии. И те, кто хочет успешно продвигаться вперед по линии турнирных успехов, не могут пройти мимо этих азов шахматной стратегии. Королевский гамбит 1. е4 е5 2. f4 тоже великолепен, но в нем слишком рано играет король белых.
Этого минуса нет в гамбите Эванса. Тут и черные успевают сделать рокировку... хотя не всегда.
А те, кому не терпится рокировать непременно раньше противника, те прямо-таки должны играть белыми гамбит Эванса. В чем его отличие от итальянской партии, где те же первые ходы? Отличие незначительное — тут черные должны увести слона, там после 4. с3 у черных есть время для хода 4... Kf6. Так ли это существенно? В высшей степени! Собственно, главная соль победной стратегии в шахматах и состоит в том, чтобы не дать противнику возможность сделать какой-либо конкретный ход. Именно вокруг этого и идет борьба в королевском гамбите и схожих дебютах.
Если в ответ на 1. е2—е4 со мной играли французскую защиту — 1... е7—е6, то я чаще всего избирал продолжение 2. d4 d5 3. Кс3, ожидая ответы 3... de, 3... Kf6 и 3... Сb4. Изредка играл также 3. Кb1—d2 и, можно сказать, никогда не избирал довольно-таки хороший вариант 3. е4—е5. Не могу ответить даже почему. Скорее всего, не видел никаких опасностей для пешки в квадрате е4 и не хотел снимать давление с пешки d5, так как при таких ходах, как е4—е5, всегда облегчается встречный фланговый удар пешки — с7 на с5. В варианте 3. Кс3 Сb4 автор, следуя моде, обычно играл 4. е5 с5 5. а3 С:с3+ 6. bc Ке7 7. а4 и т. д.;
Два-три раза, не больше, испробовал обоюдоострое, напоминающее плавание без руля и без ветрил 7. Фg4, но изредка уже раньше уходил в сторону и нападал пешкой на слона на четвертом ходу — 4. а3 С:с3+ 5. bс de 6. Фg4.
В этом варианте позиция белых, имеющих двух симпатичных слонов, мне явно нравится. Возможен, скажем, такой вариант: 6... Kf6 7. Ф:g7 Лg8 8. Фh6 с5 9. Сb2 Кс6 10. f3 и т. д.
Зачем f2—f3? Белые приобрели сильных слонов и стремятся максимально раскрыть диагонали, а попутно и вертикали, чтобы ладьи помогали слонам в атаке.
Переходя к модной сегодня сицилианской защите, надо сказать, что она никогда не уходила с шахматной сцены, и потому каждое поколение шахматистов сталкивалось здесь с определенными теоретическими проблемами. Сперва в ответ на 1. е2—е4 с7—с5 я играл так называемый закрытый вариант — 2. Кс3 Кс6 3. g3, но не в таком порядке ходов, а начинал с 2. g2—g3, чтобы сохранить квадрат с3 для пешки.
Зачем пешке квадрат с3? Чтобы поддержать ферзевую пешку, когда та выйдет к линии экватора в квадрат d4. Впрочем, эта тема нам хорошо знакома из открытых игр. Но и в полузакрытых дебютах неплохо иметь в центре две пешки рядом. Что хорошо, то всегда хорошо. Зато, когда со мной играли 2... d7—d6 или 2... Кb8—с6 или 2... е7—е6, то я не спешил автоматически пойти 3. d2—d4. Всегда было немного жаль обменивать сильную центральную пешку на слабую фланговую. Хотя я и понимал, что при этом получаю свои козыри: и так уже играю белым цветом, а тут с помощью пешечного размена приобретаю дополнительный темпо-ход для выхода коня в самый центр театра шахматных действий. Поэтому иногда играл после 2. Kg1 — f3 не 3. d2—d4, а 3. Cf1 — b5 или 3. с2—с3, и несколько раз сицилианский гамбит — 3. b2—b4.
В течение многих лет черные в сицилианской защите не выходили пешками дальше заградительной горизонтали, и это сильно облегчало белым атаку. И сегодня есть любители отсиживаться за пешечным валом — 1. е4 с5 2. Kf3 е6 3. d4 cd 4. K:d4 Kf6 5. Кс3 d6 и т. д.
Белые могут спокойно концентрировать силы в центре, делая упор на подготовку пешечного прорыва е4—е5, а могут немедленно пойти в атаку на коня f6 с помощью хода Панова — Кереса 6. g2—g4!
Зато гораздо более устойчива другая защитная позиция, когда черные выманивают пешку «с» в квадрат с4, где она стоит беспомощно, все время ожидая удара с двух сторон: b6— b5 или d6—d5. 1. е4 с5 2. Kf3 е6 3. d4 cd 4. К:d4 Кс6 5. Кb5 d6 6. с4 Kf6 7. К1с3 а6 8. Ка3 Се7 9. Се2 0—0 10. 0—0 b6 11. Се3 и т. д.
Трудность для белых в этом варианте заключается в том, что одними ходами фигур крепость черных не взять, а наступать пешками «f» и «g» опасно — может внезапно заиграть слон по диагонали а8—h1. Так оно и происходит на практике: белые сперва топчутся на месте, а потом двигают пешки от короля. А надо бы сразу принять решение: пешками или фигурами. Еще лучше, если это решение будет принято до... хода 5. Кb5. Спокойное развитие часто отстающего коня заставляет черных оставаться на рельсах обыкновенных вариантов. А для белых спокойный ход конем тоже хорош — остается тот самый дополнительный ресурс скорости для других полезных действий.
Ресурс скорости — категория не абстрактная. Основа шахматной позиции — темп нарастания событий. Как и в музыке, шахматисты знакомы с гармонией, мелодией, ритмом. В очень укрупненном масштабе можно сказать, что шахматная позиция должна иметь гармонично расположенные силы, игрок должен видеть перед собой одну четкую мелодичную задачу-цель, исполнять намеченный план в быстром, ритмичном темпе. Те шахматные партии из классического наследия, которые мы считаем эталонами шахматного искусства, обладают гармонией, мелодией, ритмом.
Ради ресурса скорости не один и не два шахматиста терпели горькие поражения в варианте 1. е4 с5 2. Kf3 е6 3. d4 cd 4. K:d4 Kf6 5. Кс3 Cb4 6. e5 Ke4 7. Фg4 K:c3 8. Ф:g7 Лf8 9. а3 и т. д.
Черным не хватает темпо-хода для охраны своего важного квадрата е5. Пример этот характерен для дебюта в целом. С первого хода идет упорная борьба за темпо-ходы, идут попытки увести противника с одной дороги и... выйти к этой дороге своими фигурами.
Сегодня главные проблемы сицилианской защиты находятся все же не тут. Шахматисты заняты поисками чудодейственного темпо-хода в длинном варианте 1. е4 с5 2. Kf3 d6 3. d4 cd 4. K:d4 Kf6 5. Кс3 a6 6. Cg5 е6 7. f4.
Даже невооруженным глазом видно, что слон рано ушел вперед, потерян контроль над диагональю а7—g1, осталась без защиты пешка b2. Могут ли черные использовать это? Да. Только при этом они должны будут терять темпо-ходы. И начинает думать шахматист примерно так: «Сыграю я сейчас Фd8—b6, возьму пешку b2, потом сыграю Фb2—b6, уйду к себе на d8. Приобрету пешку, но потеряю четыре темпа. Нет, нет, еще раз нет». И кто думает так, думает правильно. Но другие думают иначе: «Сыграю я Фd8—b6:b2, возьму на мушку коня или ладью, их надо защищать, счет темпов будет 2:1, не так страшно, зато нарушу связь пешек, практически ликвидирую возможность длинной рокировки белых». Это хорошо. Кто же прав, первый или второй? Прав третий — тот, кто играет белым цветом. Потому что ему ничего не стоило имитировать этот ход рассуждений своих противников. И он все же сыграл f2 — f4. Значит, белые имеют в виду свою мелодию, свою шахматную песню. Поэтому, не делая еще седьмого хода, черные продолжают думать так: «А быть может, пешку b2 мне не отдадут, зачем тогда ферзю попусту перемещаться на b6? Что скажет пешка b7, которая уже приготовилась стать в квадрат b5 под защиту пешки а6? Что скажет сам Король? Нет, никуда я не пойду». И со вздохом и сожалениями о потраченном времени и уже без глубоких колебаний делается ход типа 7... Се7, 7... b5, 7... Kbd7, 7... Cd7, 7... Фс7. Пять ходов. Такие все ходы похожие, но совсем разные. После 7... Се7 можно спокойно играть 8. Фf3 и 9. 0—0—0, после 7... b5 надо сразу думать о том, что черные в любой момент могут совершить пешечный набег на белого коня. Но можете этого хода — 7... b5 — не опасаться, противники так не сыграют. После 8. е5 de 9. fe Фс7 получаются такие сложные хитросплетения, их надо так четко знать наизусть, что работа эта по объему равна вызубриванию телефонной книги.
Ни у кого для такой деятельности не найдется ни времени, ни желания. Здесь важно и то, что белые могут играть разнообразно, а черные всякий раз одним и тем же твердо заученным путем. Хотите поэксплуатировать свою память? Не советую, память пригодится вам в повседневной деятельности, а у нас — только игра.
После 7... Kbd7 8. Фf3 Фс7 черные вновь могут пойти пешкой 7... b5, и вновь угрожает b5—b4. Этот ход автор советует приметить и особо запомнить. Только занесите его не в картотеку своих друзей, а в рубрику недругов. Если бы не эта вечная угроза пойти b5—b4, как много темпов можно было бы сэкономить при атаке! Но на практике получается так, что марш пешки с b7 до b4 и есть самое страшное шахматное оружие черных. В своей личной практике автор за долгую жизнь пытался бороться с пешкой «b» всеми мыслимыми путями. Пробовал и самый простой — играл пешкой а2—а3 и с лихим отчаянием даже отдавал за пешки «а6 + b5» легкую фигуру. Иногда помогало, иногда нет. Вероятно, читатель не посетует, если я приведу самый удивительный случай из всех, когда-либо мной виденных: черная пешка b7 пробралась на b4, взяла коня, взяла слона — таким путем она просочилась сквозь строй пешек а3, b3, с2; далее, подождав какое-то время, пешка потребовала, чтобы ее сделали ферзем со всеми полномочиями старшей фигуры. Примерная для белых пешек настойчивость.
Бронштейн — Камышов
(Первенство Москвы, 1946 г.)
1. е4 с5 2. Kf3 Кс6 3. d4 cd 4. K:d4 Kf6 5. Кс3 d6 6. Kde2 е6 7. g3 а6 8. Cg2 Фс7
9. 0—0 Ce7 10. b3 0—0 11. Cb2 b5 12. а3 Лd8 13. Фd2 Cb7 14. Лad1 Лac8 15. h3 d5
16. ed b4 17. Фе3 bс 18. dc Л:d1 19. Л:d1 cb 20. cb Лd8 21. Л:d8+ Ф:d8 22. Кс3 С:а3
23. Kb1 Фd1+ 24. Kph2 Cd6 25. Кс3 Ф:c2 26. Фd4 Kd5 27.C:d5 ed 28. Фb6 С:g3+
29. Kp:g3 Ф:c3+ 30. Kpg2 h6 31. b8(Ф)+ Kph7 32. Ф6d8 b1(Ф) 33. Фg8+ Kpg6
34. Фd6+ Фf6 35. Ф:f6+ Kp:f6 36. Фd8 + Кре6 37. Фе8+ Kpd6 38. Фd8+ Кре6