Знаменитые композиции

     Когда в России была впер­вые составлена шахматная задача? Историки установи­ли— в 1824 году. Централь­ный шахматный клуб СССР и Шахматная федерация СССР проводили большой международный конкурс по составлению задач и этюдов посвящен­ный автору первой русской задачи — замечательному художнику шахмат, мастеру Александру Дмитриевичу Петрову (1794-1867) и 150-летнему юбилею состав­ленной им первой русской задачи.

  

ПЕРВАЯ РУССКАЯ ШАХМАТНАЯ ЗАДАЧА.

     В 1824 году вышла кни­га А. Д. Петрова (первая книга о шахматах, написан­ная русским автором) «Шах­матная игра, приведенная в систематический порядок...». В конце книги Петров при­вел задачу, названную им «Бегство Наполеона из Рос­сии» (диаграмма № 1).

№ 1. А. Д. Петров (1824 г.)

Диаграмма 1.

     Задача эта получила широкую известность. По замыслу автора, поле b1 символизирует Москву, h8 — Париж, диагональ h1-а8 — реку Березину. Черный король — Наполеон, белый — Александр I, бе­лые кони — конница Плато­ва. Задача не решается, а демонстрируется.

1. Kd2++ Кра2 2. КсЗ+ Кра3 3. Kdb1+ Kpb4 4. Ка2+ Крb5 5. Кbс3+ Кра6 6. Kb4+ (можно сразу 6. Фа8Х. но ведь не была использована возможность пленения На­полеона при переправе через Березину) 6... Кра7 7. Кb5+ Крb8 8. Ка6+ Крс8 9. Ка7+ Kpd7 10. Кb8+ Кре7 11. Кс8+ Крf8 12. Kd7+ Kpg8 13. Ке7+ Kph8.

     Наполеон добрался до Па­рижа, но тут война кончает­ся: 14 Kpg2 X.

     Интересно, что в библио­теке Пушкина книга Петро­ва имелась в двух экземпля­рах. Одну он, очевидно, сам купил, другую ему подарил автор, о чем говорит дар­ственная надпись. Это не­сомненное доказательство того, что Пушкин интересо­вался шахматами и любил их. Наконец, об этом сви­детельствует и одно из пи­сем Пушкина к Наталии Ни­колаевне, в котором великий поэт советует своей жене иг­рать в шахматы.

     Из других задач А. Д. Петрова наиболее известна приведенная на диаграмме № 2.

Диаграмма 2.

     Она опубликована в 1845 году в журнале «Иллю­страция», где Петров вел шахматный отдел. Кстати, это был первый такой от­дел в периодической печати нашей страны.

     Как пишет международ­ный мастер по шахматной композиции Р. Кофман, ре­шение задачи «произвело на современников большое впечатление: 1. Kg5 + Крh6 2 Лh8+!! C:h8 3. Kpg8! Kd6 4. Kp:h8 с неизбежным 5. Kf7 X. Неожиданная, эф­фектная жертва ладьи для завлечения слона под удар белого короля, следующий за ней тихий ход, приводя­щий к цугцвангу у черных,— все это было ново, ориги­нально!»

     А теперь посмотрим на эту задачу глазами композитора XX века. Первый ход не вно­сит ничего ценного в зада­чу, и ее следовало бы начать с хода Лh8+.

№ 3. По А. Д. Петрову

Диаграмма 3.

Мат в 5 ходов.

     Заключитель­ный мат (5. Kf7) неправиль­ный, так как поле g5 ата­ковано дважды (напомним, что правильным матом на­зывается такой, когда все поля, соседние с черным ко­ролем, недоступны ему по одной причине и все фигу­ры участвуют в мате).

     Задачу Петрова не слож­но привести в соответствие с современными эстетически­ми воззрениями (диаграм­ма № 3). Выбор первого хо­да имеет некоторую тон­кость. Каким конем шахо­вать с поля g5? Если 1. Ке4—g5+ , то в заключи­тельной позиции у черных будет ход 4...de. Значит, только 1. Ке6—g5+ . В но­вой редакции после 1...Kph7—h6 2. Лa8—h8+ Cd4:h8 3. Kpf7—g8 Kf5—d6 4. Kpg8:h8 Kd6:e4 мат 5. Kg5—f7 правильный.

MAT ФЕРЗЕМ.

     Несомненно, самый люби­мый ход шахматиста — это ход, когда объявляется шах и мат! На следующее ме­сто надо поставить ход, ко­гда пешка превращается в ферзя.

     Очевидно, желание доста­вить максимум удовольст­вия побудило Ханнемана составить задачу, которая показана на диаграмме № 4. Белые пешки десять (!) раз превращаются в ферзя, и каждый раз этот ход ока­зывается матующим.

№ 4. К. Ханнеман (1932 г.)

Диаграмма 4.

Мат в 2 хода.

     Решение: 1. Сb8—а7

1…Фb8+     2. cb(Ф) Х

1…Фе6       2.c8(Ф) Х

1…Фd8       2.cd(Ф) Х

1…Фc8       2.dc(Ф) Х

1…Фe5       2.d8(Ф) Х

1…Ch5       2.de(Ф) Х

1…Cg4       2.fe(Ф) Х

1…Фg8       2.fg(Ф) Х

1…Фf8        2.gf(Ф) Х

1…Фh8       2.gh(Ф) Х

     Четыре пешки дают 10 ма­тов (а теоретически они могли бы дать 12), это ре­корд—таск (по задачной терминологии). Рекорд Ханнемана держится с 1932 года.

ЛАСКЕР И КАПАБЛАНКА.

     Кто не знает имен этих великих шахматистов?!

     Но начнем этот маленький рассказ с этюда, составлен­ного великолепным худож­ником шахматной компо­зиции Марком Савельеви­чем Либуркиным (1910— 1953 гг.). П. А. Романовский считал Либуркина лучшим советским этюдистом. Это мнение разделяет большин­ство и композиторов и прак­тиков (так мы, композиторы, называем шахматистов, ко­торые просто играют в шахматы).

     На диаграмме № 5 один из ранних этюдов М. Ли­буркина (он начал состав­лять этюды в 1927 г.). (Во избежание второго решения, которое оказалось в автор­ской редакции этюда, ладья с поля h3 переставлена на поле h5.) После естествен­ного 1. b5 Кb8 белые выиг­рают, если сумеют разме­нять ладью на обоих чер­ных коней.

№ 5. М. С. Либуркин (1928 г.)

Диаграмма 5.

Выигрыш

     Правда, слово «размен» не совсем удачно, так как два коня стоят боль­ше, чем одна ладья. Но осуществить такой «выгод­ный размен», оказывается, не так просто. 2. Лh8—пока все идет нормально, белые стесняют позицию черных — 2... Kfd7 3. Крс7 Кра7. По­следний ход — выжидатель­ный. Что делать белым, как усилить позицию? Кажется естественным 4. Лd8, чтобы осуществить размен на d7. Но после 4...Кс5 5. Л:b8 Ке6+ 6. Крс8 Kс5 ладья завязла на b8. Не помогает 4. Лh1 из-за 4...Кс5 5. Ла1+ Кса6+! 6. bа b5 с ничьей. И вот начинаются либур- кинские ходы. 4. Ле8!! — с тем, чтобы на 4...Кс5 выиг­рать путем 5. Ле7 Kd3 6. Крс8+ и 7. Лb7. Особен­ность творчества М. Либур­кина в том, что он мастерски умел передавать инициати­ву то белым, то черным. Ка­жется, что черным плохо, но 4...Kf6! 5. Л:f8 Ке8+! Вот оно что! Взять коня нельзя из-за пата, а король белых «прилип» к полю b8, защи­щая ладью.

     Наступает новый поворот­ный момент в этюде. Сно­ва инициативу захватывают белые. 6. Kpd7!! После 6...Кр:b8 7. Кр:е8 они оттесня­ют от пешки b6 черного ко­роля и выигрывают. Черные не сдаются — 6...Кс7! Сле­дует эффектный финал: 7. Ла8+ К:а8 8. Крс8! Кс7 9. Кр:с7, и белые, наконец, разменяли ладью. Преле­стно!

     Но при чем же здесь Капабланка и Ласкер? А вот при чем. Оказывается, по­зиция, которая получается в этюде после 6-го хода, случилась в легкой партии прославленных гроссмейсте­ров. Партия закончилась так, как было показано в этюде. Это точно известно. Только неизвестно, кто у ко­го так красиво выиграл — Ласкер у Капабланки или Капабланка у Ласкера. Предполагается, что эта пар­тия игралась в Берлине, где эти великие шахматисты встретились перед приездом в Россию на международ­ный турнир 1914 года.

     Возникшая в партии по­зиция не пропала бесслед­но: вдохновенный художник шахмат М. С. Либуркин превратил ее в выдающееся художественное произведе­ние.

Реклама

Рейтинг (FIDE) LIVE

                         Man

2017 12 10 Man

                     Women

2017 12 10 Women