В современной истории шахмат существует всего два шахматиста, которые наэлектризовали шахматный мир. Спросите простого обывателя, кого он может вспомнить из гениальных шахматистов мира, и с большой вероятностью вы получите ответ: «Бобби Фишер и Гарри Каспаров». Возможно, вы скажете, что к этим двум легендам шахмат необходимо отнести и двенадцатого шахматиста мира Анатолия Карпова, но я не совсем согласен с Вами. С Анатолием я имел честь познакомиться лично, сидеть с ним за одним столом и лично отношусь к нему с большим уважением. Я имею в виду разницу, встретится с Каспаровым и Карповым.
«У Вас есть билеты на сегодняшний день? Я приехал с северной Германии, потому что я рад видеть Гарри Каспарова», сказал мне возбужденным голосом один из иностранных туристов, когда Гарри Каспаров десять лет назад приехал на одно из пражских турниров. Для того, чтобы увидеть своего «чемпиона», он проехал несколько сотен километров, чтобы на месте выяснить, билеты проданы или нет! Продан билет на шахматы?! Это же не финал хоккейной лиги! В действительности, играли в шахматы, а главным награжденным был не Яромир Ягр, а русский гений шахмат Гарри Кимович Каспаров. В принципе, я своего немецкого коллегу понимал. До того времени, я не видел лучшего шахматиста в мире. А если серьезно, я не был большим поклонником Гарри Каспарова, но встретиться с ним на соревновании, это было для меня незабываемым. Но тогда на турнире «Жофине» (Чехия), я понял, что Каспаров не «один из последних». Достаточным доказательством было то, что все знаменитые фотографы, которые находились на данном мероприятии, были попросту заинтересованными в том, чтобы этот турнир посетил Гарри Каспаров. В толпе шахматных фотографов, мы ощущали себя с германским знакомым очень неудобно. К сожалению, качество фотографий полностью отвечала тому времени, когда допотопные фотоаппараты желали оставлять лучшего. И так, эту фотографию храню у себя до сегодня, и очень рад ей. Получить автограф у Каспарова на «Жофине» («Žofíně»), мне не посчастливилось. Пока Петра Леко и Майкла Адамса можно было встретить без особых проблем между зрителями с Александром Грищуком и Борисом Гельфандом у главного входа, Гарри Каспаров был персоной недосягаемой. Как только лимузин Каспарова приближался к игровому залу, он сразу был укрыт от глаз посторонних. Аналогично происходило во время его отъезда в отель. Единственное место, где можно было застать Каспарова, это шахматный подиум соревнования. Возможно, этот факт он постоянно растит, и понимает, что это необходимо популярному человеку, как воздух. Этим он и отличается от своего русского предшественника Анатолия Карпова. Естественно, что уникальность Каспарова заключается не только в атмосфере, которую он смог построить вокруг себя. Шахматные доходы Гарри Каспарова довольно отличаются от остальных любителей 64-х полей. Двукратный чемпион Советского Союза (1981 и 1988), а также чемпион России 2004 года. Как член команды Советского Союза, а потом и России, он восемь раз побеждал на шахматной Олимпиаде. В своей коллекции имеет одиннадцать шахматных «Оскаров», как лучший шахматист года. С 1985 года по 2000 год, являлся лучшим шахматистом мира, и держателем титула чемпиона мира по шахматам. Одновременно, с 1985-м по 2006 год, Гарри Каспаров являлся номером один в табеле о рангах ФИДЕ. Его рекордный рейтинг Эло, составляющий 2851 пункт, был более тринадцати лет мировым рекордом. Шахматные достижения Гарри Каспарова были бы недосягаемы, если бы не было американского вундеркинда Бобби Фишера, и он бы считался единственным и неповторимым шахматистом всех времен и народов.
Мы смогли спросить тех шахматных экспертов, которые могли бы нам пролить свет на его гениальную личность.
Гроссмейстер Смейкал (SMEJKAL) о юности Гарри Каспарова.
«В мае 1979 года, я был участником соревнования в югославской Бане-Луке, в котором принимал участие и шестнадцатилетний Гарри Каспаров. Это было его первое соревнование заграницей. Уже тогда он занимал в Советском Союзе 9-ю строчку Советского рейтинга. Именно это место он занял в Чемпионате СССР 1978 года. В его пятнадцать лет, это было для него визиткой, которая имела очень значительный вес», вспоминает на своё первое знакомство чешский гроссмейстер Ян Смейкал (Jan Smejkal). «Каспаров не имел тогда какой-то мировой рейтинг, так как он тогда подсчитывался один раз в год, и его рейтинг на тот момент, как и у многих начинающих шахматистов, составлял 2200 единиц. Тем не менее, он выиграл этот турнир, и с самого начала привлек к себе огромный интерес репортеров, публики и фотографов. В этом соревновании принимал участие и Тигран Петросян», говорит Ян Смейкал, который был в течение этого турнира с молодым шахматным гением в контакте, и который имел возможность его узнать ближе.
«Говорю по-русски вполне нормально и на прогулке мы говорили о многом. Каспаров был на первый взгляд выразительная индивидуальность. Интеллигентный, само достаточный, рациональный и логичный молодой человек. Для своего возраста он имел достаточные знания во многих областях. Для него не составляло никакой проблемы вступить в ту или иную дискуссию на любую тему. Временами, я даже поражался его знаниям. Например, когда во время прогулки зашла между нами тема про детей и их воспитание. Пока шел турнир, у меня родился третий ребенок, и поэтому зашла тема по поводу отцовства. Меня удивило, что Гарри Каспаров в шестнадцатилетнем возрасте имел своё мнение в этой области. Должен констатировать, что после нескольких таких моментов, я стал глубоко оценивать его логические мысли и рациональные аргументации. Гарри имел необыкновенную память. Очень меня заинтересовал!», продолжает в своих воспоминаниях о молодом Каспарове гроссмейстер Смейкал, и от своих впечатлений семнадцатилетним парнем переходит к шахматным результатам в Бане-Луке.
«Сначала организаторы турнира были не довольны его приездом. Говорили: «Сильный гроссмейстерский турнир, а с Советского Союза нам прислали юношу без рейтинга. Зачем оно надо, своих талантов, для которых в этом турнире нет места, предостаточно». В конце концов, они с этим смерились, когда в Баня-Луки приехал Гарри Каспаров с экс-чемпионом мира Тиграном Петросяном. Через несколько дней всё изменилось кардинально. Каспаров великолепно выигрывал одну партию за другой, после десятого тура на его счету было девять очков и огромный отрыв от ближайших преследователей. Каспаров стал любимчиком публики! Он довольно легко общался с корреспондентами и приглашенными на сеанс одновременной игры шахматистами. После этого он довольно легко свел остаток партий вничью, но всё же имел отрыв от меня, серебряного призера, полноценных два очка. Даже его молодой организм не мог выдержать такое помимо турнирное общение с публикой», констатирует чешский шахматист, который пытается сравнить молодого Каспарова со своими сверстниками. «Петросян приехал в Баня-Луки с гениальным ребёнком, который был взращен у него дома, и это положение и формировало Гарри Каспарова», комментирует первый международный турнир тринадцатого чемпиона мира гроссмейстер Смейкал, и добавляет, что с Каспаровым в Баня-Луки проблем не возникло.
Но проблемы пришли позже, когда Каспаров попадал в кандидаты на мировое первенство. Рука в руку с легендой о шахматном таланте и силе Гарри Каспарова идёт «повесть» о конфликтной черте чемпиона, появившейся в виду чрезмерного воле к победе, которая отравляла жизнь не только его соперникам, но и очень часто организаторам и судьям шахматных турниров. Требования к организаторам и судьям, которые было не так легко исполнить, гримасы, которыми он мешал своим соперникам во время партий, бескомпромиссная игра, направленная только на положительный результат, даже в откровенно ничейных позициях, и только профессиональные контакты с мировой шахматной элитой.
«Насколько я знаю, Гарри Каспаров ни с кем сильно не дружил», говорит международный шахматный судья Павел Вотруба (Pavel Votruba), и добавил, что это его отличительная черта от Владимира Крамника и особенно Вишванатана Ананда. «Только те гримасы, которые он корчил при игре... На месте его соперника меня бы это тоже вывело из равновесия, поэтому я, как судья соревнования, имел ощущение о необходимости вмешаться. Поэтому я был готов вмешаться и категорично отреагировать на эти гримасы, если бы ко мне поступили такие жалобы... Но это никто и никогда не сделал. Та самая знаменитая гримаса Каспарова, которую он делал в последней партии одного из матчей за шахматную корону, когда он имел все шансы на выигрыш, но сделал ошибочный ход, который лишил его этой возможности (см. фото). К сожалению, Анатолий Карпов этим не воспользовался».
Положа руку на сердце, каждый шахматист, который достиг каких-то вершин, стал чемпионом мира, или являлся претендентом на звание чемпиона мира, должен иметь огромную уверенность в себя, уметь проталкивать себя и верить в свои силы. Не представляю, что на шахматный трон мог сесть, или крутиться рядом с ним шахматист, мягкий и пессимистичный по своей натуре. Внутренняя сила, в которой нуждается человек в таком индивидуальном виде спорта как шахматы, и приведет его к успеху.
«Каспаров был последним чемпионом мира, который был до определенной меры эгоистом. Это тяжело оценивать», продолжает Ян Смейкал, которого отделяло от возможности сыграть в турнире кандидатов в 1973 году так мало, что он может оценивать это качества Гарри Каспарова. «Мое личное мнение, что на такое воспитание в таком смысле шахматист имеет право. В таком особенном случае и положении, когда необходимо победить в каком-либо первенстве, шахматист должен искать любые средства для достижения своей цели. Каспаров, однако, сражался не только с соперниками за шахматной доской, но и вокруг себя. В 1986 году он был у истоков Ассоциации шахматных гроссмейстеров, которая должна была объединить шахматных профессионалов, и как противовес невежественной ФИДЕ, защищать их интересы в вопросах борьбы за титул чемпиона мира. В 1988 – 1989 гг., состоялись серия турниров лучших гроссмейстеров World Cup, которую и выиграл Гарри Каспаров. Вторая серия началась без него, но уже скоро закончилась. Рассказать об этих циклах может Любош Ковалек, который являлся их организатором. Не знаю причин, по которым Гарри Каспаров пошел на этот шаг. Его коллеги в этот раз точно не хвалили. Наконец, в 1993 году он полностью разорвал все отношения с ФИДЕ, когда под эгидой АШП он провел матч за шахматную корону с Найджелом Шортом. Мир шахмат после этой травмы опомнился и стабилизировался всего несколько лет назад», указывает на отрицательные последствия шахматной политики Каспарова гроссмейстер Ян Смейкал и одновременно даёт возможные объяснения недоверия 50-летнего Каспарова к шахматным чиновникам международной шахматной федерации.
«Возможно, Гарри Каспаров был сильно травмирован в 1983 году в борьбе за титул чемпиона мира против Анатолия Карпова. Этот случай очень переплетен, и Каспаров ему отводит целую главу своей книги, вышедшей под названием «Безжалостный бой 1975 – 1985». Краткое содержание этой главы примерно такое: Каспарова ожидает полуфинал в турнире кандидатов против Виктора Корчного. Президент ФИДЕ Кампоманес немного своевольно (и даже по правилам регламента), выберет Пасадену в США. 1983 год был в период двух летних бойкотируемых Олимпийских игр. Московской Олимпиады 1980 и лос-анджелесской, которая проходила в 1984 году. Советская шахматная федерация отказывается, чтобы матч проходил в США потому, что оба шахматных участника хотели, чтобы матч состоялся в Европе, а в США советской делегации не будет достаточно спокойно. Начнется бесконечный этап переговоров. Результатом стало то, что 6 августа 1983 года начинается матч, в котором победа была присуждена Корчному, за отсутствие самого Каспарова. Поэтому за титул чемпиона мира в Багио поедет бороться Виктор Корчной. Должностные лица «Спорткомитета» говорили Каспарову, что в этом нет никакой трагедии, так как через три года Каспаров сможет вновь выступить в турнире претендентов», объясняет чешский гроссмейстер нелегкую ситуацию Каспарова. «Я прекрасно понимаю Гарри в такой ситуации. В 1975 году, как раз перед моим отлетом на межзональный турнир в Барселону пришла телеграмма, в которой говорилось, что я вынужден не участвовать в этом соревновании. Причиной этого решения стала политическая нестабильность в Испании. А на следующий день меня ожидала словесная поддержка руководителей Советского «Спорткомитета». «Ничего страшного не произошло. Всё равно, через три года ты им покажешь»! Причем, за два года до этого, мне в выход с межзонального турнира до кандидатского турнира не хватало совсем чуть-чуть. И я также был в проходящем цикле оптимистом и фаворитом», вспоминает Ян Смейкал собственный печальный опыт и продолжает объяснение негативного отношения Каспарова к руководству ФИДЕ.
«Через два месяца в СССР произошло нечто неимоверное. В любом случае, для нас, шахматистов, которые прожили этот период. Высокую должность в политбюро займет самый высокий представитель Азербайджана Гейдар Алиев, человек, который является фанатом Каспарова, как своего земляка. Именно Алиев добился неимоверных оборотов. Могучая советская шахматная федерация буквально была унижена. Публично извинилась перед ФИДЕ и Кампоманесом, заплатила десятки тысяч долларов за вынужденные расходы организаторам мероприятия, а заодно пообещала, что Виктора Корчного перестанут на международных турнирах бойкотировать. Матч между Каспаровым и Корчным начался в ноябре 1983 года, и закончился убедительной победой советского гроссмейстера. Дорога на матч за мировую шахматную корону наконец-то была открыта. Каспарову пришлось прожить ужасные времена. А я добавлю, что если бы этого не случилось, то не знаю, где бы тогда закончил импульсивный Гарри Каспаров.
Судья международной категории Павел Вотруба о Гарри Каспарове.
Сесть напротив Каспарова должно быть праздником для любого шахматиста. Сам имел честь помериться силами с несколькими великими шахматистами, но не забуду, какую энергию я ощущал при игре с миролюбивым и дружественным Борисом Спасским. Но как сидеть лицом к лицу с Гарри Каспаровым я не представляю. «Играть против Каспарова, это исключительное событие, на которое бы рассчитывал каждый шахматист», соглашается Мартин Вацулик, который может похвастаться тем, что во время одной из выставок, сыграл с Гарри дружескую партию. «Каспаров даже в сеансах одновременной игры пытается одержать все победы, и поэтому позволяет принимать участие только игрокам с рейтингом до 2000 пунктов», описывает он максималистическое отношение Каспарова. «И хотя на этой выставке наша партия было в статусе «дружеская», то есть предполагался ничейный исход, Каспаров довел её до победного конца», добавил Мартин Вацулик. «Конечно для меня, намного лучше сыграть серьезную партию и через 50 ходов проиграть, чем закончить игру «дружеской ничьей». Дружеской ничьи, конечно, не было. В Каспарове отсутствует рыцарское сердце, как у некоторых шахматистов. «Гарри не оставил ничего просто так – не время, ни просто джентльменское предложение по выбору цвета фигур. Он сразу начал играть белыми на победу», описывает пресловутый максимализм Каспарова и жажду к победе своего соперника Мартин Вацулик. «Гарри контролировал ход партии и закончил её победой через полчаса».
По мнению Мартина Вацулика, Гарри Каспаров в жизни очень отличается от Гарри Каспарова за шахматной доской. «На пресс-конференции Гарри вёл себя очень приятно, отвечал на вопросы по различным темам, от очень актуальных политических тем, до шахматных тем, а за шахматной доской становился непримиримым драчуном, который играл на победу. Не было исключением, играл он классическую партию или сеанс одновременной игры, он задумывался над ходом, и старался, чтобы он был действительно наиболее точным. Этим он отличается от других элитных шахматистов, которые к сеансам относятся чуть по-другому, и не делают трагедию, если какой-нибудь аматер сделают с ним ничью, или же выиграет. Гарри просто не допускал такого сценария.
Павел Вотруба вспоминает сеанс одновременной игры в Цюрехе: «Как вы знаете, в 2009 году, я имел честь судить сеансы чемпионов мира, каждый из них играл тогда 25 партий. Вспоминаю, что уже в начале, когда представляли участников этого грандиозного сеанса одновременной игры, который проходил на железнодорожном вокзале при огромном количестве зевак, Каспарову аплодировали больше всех. Даже действующий чемпион мира Виши Ананд, был тогда «вторым». Каспаров все же тогда сделал пару ничей. Хотя я был очень уставшим, но я понимал, что результаты будут почти одинаковыми. Я хотел, чтобы после завершения каждой партии, результат был показан королём, выставленным на середину доски. Представляете себе, как это делается? Это делалось потому, что я не мог уследить сразу за всеми партиями, хотя у меня были и помощники! Тогда Гарри признался, что сделал три или четыре ничьи. Точное количество не играло роли, но он хотел быть, как всегда, наилучшим. Я потом контролировал результаты, и насчитал на одну ничью больше. На вечернем банкете, приуроченном завершению сеанса одновременной игры, я подошел в Каспарову и осторожно поинтересовался, что он думает о результате своей игры? Гарри сначала перечислил всех участников сеанса, с которыми он разошелся миром, и их рейтинги. Потом, вспомнив мысленно поочередно их, начал вслух проговаривать их. Где-то на седьмой или восьмой партии он сказал: «Да, извините, здесь мой соперник повторял ходы, эту ничью я забыл»!
Гарри Каспаров сегодня в шахматы активно не играет. Его интерес притянула политика, и чаще всего, он появляется на больших шахматных турнирах в статусе приглашенного гостя, или в качестве тренера ведущих шахматистов мира. Последними были Магнус Карлсен и американский гроссмейстер Хикару Накамура. Известен во всем мире его шахматный фонд, который приносит королевскую игру в школы немного по-другому, чем это делает официальная программа ФИДЕ.
И здесь Каспаров чувствует необходимость апеллировать международной шахматной федерации ФИДЕ. Более того, вполне возможно, что на следующем конгрессе ФИДЕ, Каспаров снова попытается заменить сегодняшнего главу федерации – Кирсана Илюмжинова.
«Желаем ему, чтобы и дальше в своих новых ролях был таким же успешным, как за шахматной доской», добавил в конце пражский шахматный судья Павел Вотруба. Мы также ходим присоединиться к поздравлению в честь 50-летнего юбилея Гарри Каспарова.
Автор статьи: Вацлав Пех