Мат в окончаниях.

     Матовые идеи более типичны для середины игры, чем для окончаний и поэтому игроки их часто упускают из виду. Однако игра на мат вполне возможна в ряде случаев и может позволить одной из сторон добиться успеха.

Симагин.В - Бронштейн.Д

Симагин.В - Бронштейн.Д
(Москва, 1947)

     В этом примере чёрные были уверены, что у белых есть только вечный шах, но Симагин нашёл неочевидную возможность создать матовые угрозы. 1.Сg5! h1Ф? [Это ведёт к мату как и 1...fxg5? 2.f6+-;

более упорным продолжением было 1...Фxg5 хотя и тогда после 2.Фc8+ Крg7 3.Фc7+ Крf8 4.Фxh2 Фxf5 5.Фb8+ Крf7 6.a4 перевес белых должен быть достаточен для победы.] 2.Фe8+ Крg7 3.Фg6+ Крf8 4.Фxf6+ Крg8 5.Фd8+ Крg7 6.Фe7+ Крg8 7.Фe8+ [7.Фe8+ и чёрные сдались ввиду вариантов 7...Крg7 (7...Крh7 8.Фf7+ Крh8 9.Сf6+) 8.f6+ Крh7 9.Фf7+ Крh8 10.Фg7#]  1-0.

Весели - Антос

Весели - Антос
(Чехословакия, 1968)

     И здесь использование матовых мотивов помогает белым добиться успеха.

1.Kрf7! [Ошибочно 1.Кd5? a4 2.Кc3 a3 3.Kрf7 Kрh7 4.g6+ Kрh8 5.Kрf8 a2 6.Кxa2 с патом.] 1...a4 [После 1...Kрh7 решает 2.g6+ Kрh8 3.Kрf8 a4 4.Кe6 a3 5.Кg5 a2 6.Кf7#] 2.Кg6+! С темпом улучшая позицию коня. 2...Kрh7 3.Кe5 a3 4.g6+ Вынуждая чёрного короля покинуть угол доски под угрозой мата. 4...Kрh6 [4...Kрh8 5.Kрf8] 5.Кg4+! Ещё один важный шах, позволяющий остановить чёрную пешку. 5...Kрg5 6.Кe3 a2 7.Кc2 [7.Кc2 Kрh6 8.Кa1+-]  1-0.

Молдояров - Самочанов

Молдояров - Самочанов
(Советский Союз, 1974)

1.Лg6! Создавая матовую клетку для чёрного короля. [Видимо также достаточно для выигрыша 1.Kрe3 Kрg4 (1...Kрg3 2.Лg6+ Kрh2 3.Kрf2) 2.Лxa5 с идеей 2...Kрg3 3.Лa7 Kрxg2 4.Лh7 , однако ход в партии проще.] 1...a4 [К тому же финалу ведёт 1...Сe2 2.Kрe3 Сg4 3.Kрf4 a4 4.Лd6 (с угрозой Лd3-h3+!) 4...Сe2 5.Лd2 Сf1 6.Лf2 Сc4 7.Лf3 Сe6 8.Лh3+! Сxh3 9.g3#] 2.Kрe3! a3 3.Kрf4 a2 4.Лg3! Сe6 5.Лh3+! Сxh3 6.g3# 1-0.

Каспарян, 1939
Каспарян, 1939 - Выигрыш

1.Сg5 Парируя угрозу Лg1+ и готовя продвижение пешки. 1...b3 2.Лd2+ 2.Kрa1 3.f7! [На первый взгляд выигрывает и 3.Сe3 однако после 3...b2+ 4.Лxb2 Лxf6 5.Сd4 Лf1+ 6.Kрc2 a3! нет ничего лучшего, чем смириться с патом -  7.Лb1+ Kрa2 8.Лxf1] 3...Лxg5! Самое упорное продолжение. [3...a3 4.Лd1!+-] 4.f8Ф Лg1+ 5.Лd1 Лg2! [5...b2+ 6.Kрc2+ Лxd1 7.Фa3#] 6.Фa3+ Лa2 7.Лd2!! Ключевой ход этюдного замысла. [Не годилось 7.Фxa2+? Kрxa2 8.Лd2+ Kрa1 9.Лb2 a3 10.Лxb3 a2=; и лишь к потере времени вело 7.Фc5 Лh2! (7...b2+ 8.Kрd2+ b1Ф+ 9.Kрe1+-) 8.Фa3+ Лa2] 7...Лxa3 [7...b2+ 8.Фxb2+ Лxb2 9.Лxb2 a3 10.Лb1+ Kрa2 11.Лb8 Kрa1 12.Kрc2 a2 13.Kрb3 Kрb1 14.Kрa3+ Kрa1 15.Лg8 Kрb1 16.Лg1++-] 8.Лb2! Лa2 9.Лb1#.

     И в заключение забавный пример из практики.
  

Доннер.Я - Спаньярд

Доннер.Я - Спаньярд
(Голландия, 1961)

1.Лha7?? Кажется, что к победе белых ведёт чуть ли не любой ход, но эта оплошность неожиданно дала чёрным шанс добиться успеха. [Следовало сперва отбросить чёрного короля путём 1.Лf7+ Kрe3 и теперь 2.h6 с лёгким выигрышем.] 1...Лh1+! 2.Kрxh1 Kрg3  и мата не избежать. 0-1.

Смотреть урок в видеоформате.


Реклама