Ход отправлен диаграммой.

     Более трехсот лет сущест­вует игра по перепи­ске— (наиболее распростра­ненный вид заочных шах­матных соревновании, когда ходы пересылаются по поч­те. Сейчас такие соревнова­ния довольно популярны. Регулярно проводятся чем­пионаты (личные и коман­дные) страны, Европы и ми­ра. Но такого рода соревно­ваниям присущ один недо­статок: большая продолжи­тельность. Несмотря на про­гресс в области почтового обслуживания, турниры по переписке длятся в лучшем случае не менее полутора-двух лет.

     А нельзя ли сократить время, затрачиваемое на за­очное соревнование? Еще в середине прошлого века шахматисты пытались вос­пользоваться для этого до­стижениями средств связи, и прежде всего телеграфом.

     Телеграммы с шахматны­ми ходами стали посылать­ся на самой заре телегра­фии. В 1844 году на только что построенной первой аме­риканской коммерческой те­леграфной линии Вашинг­тон — Балтимор (протяжен­ностью 63 км) впервые был использован разработанный С. Морзе телеграфный код. В том же году между шах­матными клубами Вашинг­тона и Балтимора была сыг­рана первая партия по теле­графу.

    Известность приобрел дру­гой поединок, состоявшийся в апреле 1845 года. С одной телеграфной станции близ Лондона передавал свои хо­ды выдающийся английский мастер Г. Стаунтон, с дру­гой — его противники: Д. Эванс — изобретатель гам­бита, носящего ныне его имя, и знаменитым англий­ский историк Г. Бокль, счи­тавшийся вторым шахматис­том страны (после Стаунтона). После восьми часов иг­ры партия закончилась вни­чью. «Это состязание,— пи­сал «Шахматный листок» в 1876 году,— возбудило боль­шой интерес в публике пре­имущественно потому, что служило практическим до­казательством могущества телеграфа, бывшего тогда еще в младенчестве».

     В наше время игрой в шахматы по телеграфу ни­кого не удивишь. В 1970 го­ду была сыграна даже «пер­вая космическая» партия, в которой летчики-космонав­ты А. Николаев и В. Сева­стьянов непосредственно с борта космического корабля «Союз-9» передавали ходы своим партнерам Н. Ка­манину и В. Горбатко на Землю.

     Игравшие же более ста лет назад в шахматы по те­леграфу испытывали серьез­ные затруднения. Несовер­шенство и ненадежность первых телеграфных аппа­ратов приводили к тому, что партии оказывались очень продолжительными. Кроме того, стоимость теле­графных матчей была очень высока.

     Понятно, что телеграфные расходы на передачу шах­матных ходов находились в прямой зависимости от ис­пользовавшегося для этой цели кода.

     В середине XIX века для записи шахматных партий применялась чаще всего описательная нотация. На­пример, ход Cfl — b5 запи­сывался так: «Королевский слон пошел на пятое поле ферзевого коня».

Система перемиски шахматной игры по Д.Грингмуту.     Если учесть, что в заочных сорев­нованиях, кроме своего оче­редного хода, требуется повторить последний ход партнера, а в партиях по­рой делается более 50 хо­дов, то можно себе предста­вить, насколько дорогим удовольствием была игра по телеграфу при такой много­словной нотации.

     Для соревнований по те­леграфу предлагалось до­вольно много различных шахматных нотаций. В кон­це прошлого века некто Ан- тони из Лондона составил целый словарь из 848 слов, каждое из которых обозна­чало определенный ход. Это изобретение не встретило, однако, поддержки у шах­матистов.

     В России в первых мат­чах по телеграфу использо­валась цифровая нотация, предложенная шахматистом из Красноярска И. Савенко­вым, которую и ныне приме­няют в соревнованиях по переписке. От современной нотации она отличается тем, что вместо латинских букв используются цифры от 1 до 8. Известные дебютные хо­ды 1. е2—е4 е7—е5 2. Kg1 — f3 в цифровой нотации за­писываются так: 1.5254 5755 2.7163. По другой системе (Метгера) каждая фигура обозначается цифрой, нап­ример, король—1, ферзь—2 и т. д.; в записи за ней сле­дует номер поля, на которое пошла фигура, скажем, ход Фе6 обозначается так: 236.

Система перемиски шахматной игры по И.Савенкову.     Наиболее жизнеспособной оказалась предложенная еще в прошлом веке систе­ма петербургского шахмат­ного композитора А. Грингмута, применяемая и в на­ши дни (существует предпо­ложение, что этот код пер­вым предложил Удеман, шахматист из Чикаго). Поля шахматной доски по этой системе обозначаются соче­таниями гласной и соглас­ной букв латинского алфа­вита. В телеграмме одним «словом» указываются поля, с которого и на которое идет фигура, например, ходы 1. e2— е4 е7— e5 2. Kg1 — f3 передаются следующей за­писью 1. GEGO SESO 2. КАHI.

     Отличных результатов в игре по телеграфу добились латышские шахматисты. В период с 1896 по 1913 год Рижское шахматное общест­во выиграло шесть матчей, одержав в них в общей сложности девять побед при трех ничьих. В матче с Мо­сквой (1896—1897 годы) рижане впервые применили вариант испанской партии 1. е4 е5 2. Kf3 Ке6 3. Св5 а6 4. Са4 Kf6 5. 0—0 К:е4 6. d4 ed7. Лe1 d5, называю­щийся ныне «рижским». Ак­тивным участником матчей но телеграфу был известный латвийский мастер и шах­матный композитор К. Бетиньш.

     Игрой по телеграфу увле­кались и «шахматные коро- лн».Первый чемпион мира В. Стейниц в 1893—1894 го­дах выиграл две партии у Ливерпульского шахматного клуба. Пятнадцатилетний Капабланка в апреле 1903 года возглавлял команду Гаваны в консультационной партии с Нью-Йорком. А в 1909—1911 годах А. Алехин, в то время уже известный мастер, вместе ' с мастерами О. Бернштейном (впоследст­вии гроссмейстер) и А. Гон­чаровым вел партии со сто­роны Москвы в матче с Ри­гой.

     Больших успехов в шах­матных поединках по телеграфу добивался М. Чиго­рин. "В 1886—1887 годах он возглавлял команду Петер­бурга в матче с Лондоном, также выставившим внуши­тельный состав во главе с известным мастером Г. Бер- дом. В матче на стороне ан­гличан активно, хотя и нео­фициально, принимали уча­стие выдающиеся англий­ские шахматисты Дж. Блэкбер, И Цукерторт и И. Гунсберг, что подтверждалось публикациями в иностран­ных шахматных журналах.

     По условиям матча на об­думывание каждого хода давалось 5 дней. Передан­ный по телеграфу ход дол­жен был подтверждаться заказным письмом, отправ­ляемым одновременно с те­леграммой. В случае проти­воречия между телеграммой и письмом обязательную си­лу имело последнее, и ответ посылался на пятый день после получения письма. За каждый просроченный день в отсылке телеграммы пли письма налагался штраф в размере 1 фунта стерлингов.

     В конце 1887 года Лондон прекратил игру, слав одну партию, а другую, считая ничейной. Русские шахмати­сты, надеясь победить и во второй партии, предложили Лондону доиграть ее, согла­шаясь даже признать пора­жение, если партнерам уда­стся сделать ничью. Лондон­цы отказались продолжать эту встречу. Впоследствии М. Чигорин доказал, что у Петербурга были реальные шансы на выигрыш.

     В 1894—1895 годах состо­ялся матч Париж — Петер­бург. Парижан возглавлял мастер Арну де-Ривьер, пе­тербуржцев — М. Чигорин. Французской стороне актив­но помогал живший в Пари­же русский мастер С. Алапин. Итог матча ничейный 1:1. Но соревнование выш­ло далеко не мирным. Пос­ле поражения в результате грубого просмотра в пер­вой партии во второй рус­ские шахматисты взяли убе­дительный реванш. Красно­речив комментарий в «Шах­матном журнале»: «...вто­рую партию Чигорин про­вел, в особенности конец ее, с удивительным талантом и мастерством, указавшим уже не в первый раз на его высокую шахматную эруди­цию, ставящую его имя в современной шахматной ис­тории на высоту не мень­шую, чем было в свое вре­мя имя П. Морфи».

Партия по переписке.

     В этой партии, которую петербур­жцы играли белыми, после 56 ходов возникла позиция, показанная на диаграмме.

     Последовало 57. с5 Лf5+ 58. Kpg3 Крс4 59. Cd6 Kpd5 60. Сb8. Черные сда­лись. Чигорин указал на возможные продолжения: 60... Лf1 61. с6 Лс1 62. Лd8+ Кр:с6 63. Лс8+ Крb7 64. Л:c1 Кр:b8 65. Ла1, или 60... а4 61. с6 а3 62. с7 а2 63. Лd8+ Кре4 64. с8(Ф) а1(Ф) 65. Фс4+ и мат следующим ходом.

     Крупнейшим событием в шахматной жизни 90-х го­дов явился матч из двух партий по телеграфу между М. Чигориным и чемпионом мира В. Стейницем. Обе пар­тии выиграл русский шах­матист. Именно эта победа укрепила общественное мне­ние в необходимости матча на мировое первенство меж­ду ними.

     В конце XIX века с вво­дом в действие телеграфных трансатлантических кабелей ежегодно стали проводить­ся матчи между Англией и Америкой, вошедшие в исто­рию как «матчи по кабелю» (1896—1911 годы). Постоян­ными участниками трансат­лантических матчей были многие выдающиеся шахма­тисты, в том числе Г. Пильсбери, Ф. Маршалл, Дж. Шовальтер (США), Дж. Блэк­берн (Англия).

     В шахматных поединках США-Англия было сыгра­но много интересных партий. «Матчи по кабелю» восхи­щали современников'!! с тех­нической точки зрения. «Средним числом,— писал в 1897 году «Шахматный жур­нал»,— время передачи хо­дов по трансатлантическому кабелю было всего 15 секунд!

В коференц-зале Спорткомитета СССР во время четвертьфинального матча 1-й Телешахолимпиады.

     Таким образом, игроки, си­дящие на расстоянии почти 5 000 верст друг от друга, были в состоянии играть почти так же быстро, как если б они сидели в одной и той же комнате, и значи­тельно быстрее, чем если бы они сидели, скажем, в ше­стом и первом этаже одного н того же дома».

     В начале XX века в связи с изобретением радио поя­вились и сообщения о пер­вых шахматных партиях с использованием радиосвязи.

     Первые опыты радиотелеграфирования, как известно, проводились между кораб­лями. II первые шахматные партии с использованием ра­диосвязи также состоялись между судами, находивши­мися в открытом море. По беспроволочному телеграфу первая партия была сыграна в 1902 году между пасса­жирами пароходов «Кампа­ния» и «Филадельфия», со­вершавших рейсы по Атлан­тическому океану на рассто­янии друг от друга около 80 морских миль (приблизи­тельно 150 км).

     В нашей стране первые шахматные партии по теле­графу были сыграны в 1929 году.

     В 1930 году начался гран­диозный по тем временам матч, вошедший в историю под названием «Матч Ленин­град — Европа», в котором участвовало несколько де­сятков (!) рабочих шахмат­ных кружков западноевро­пейских стран. В июле 1933 года матч закончился. Счет результативных партий был 60:34 (при 37 ничьих) в пользу советских шахмати­стов.

     В послевоенные годы (с 1948 по 1961 год) регу­лярно проводилось первен­ство городов РСФСР по те­леграфу. А в 1957—1958 го­дах состоялось командное первенство городов СССР. Сильнейшим среди девяти команд оказался Сверд­ловск.

     На конгрессе Междуна­родной федерации игры в шахматы по переписке (ИКЧФ) в Риме в 1970 году с предложением об органи­зации международного ко­мандного матча по телегра­фу выступил представитель СССР профессор Я. Эвен- тов. Предложение было встречено с одобрением, но потребовалось несколько лет, прежде чем удалось пре­творить его в жизнь. Была достигнута договоренность, что «Телешахматная олим­пиада» будет проходить с использованием телекса — международной сети або­нентского телеграфирова­ния. При этом для передачи ходов используются теле­тайпы — буквопечатающие стартстопные аппараты. Абонентское телеграфиро­вание очень удобно для заочных шахматных состя­заний. Оно во многом на­поминает обычную теле­фонную связь, но отличает­ся тем удобством, что сообщения передаются и принимаются в документаль­ном виде.

     В декабре 1976 года в Амстердаме президент Меж­дународной шахматной фе­дерации (ФИДЕ) М. Эйве и президент ИКЧФ В. фон Массов провели жеребьевку нового соревнования, поу­чившего название «Kубок ФИДЕ—ИКЧФ». Это, по существу, первая всемирная шахматная олимпиада по те­леграфу. В ней участвуют команды 14 стран трех кон­тинентов, в том числе н со­ветские шахматисты. В каж­дой команде 8 участников. Соревнования, которые про­водятся, но олимпийской си­стеме (проигравшая коман­да выбывает), начались в прошлом году.

     В конце сентября 1977 го­да свой первый (четвертьфи­нальный) матч по програм­ме I Телешахолимпиады провела команда СССР, встречавшаяся с командой Австралии. Команда Совет­ского Союза, которую воз­главлял экс-чемпион мира гроссмейстер М. Таль, побе­дила со счетом 5 1/2:2 1/2. Игра длилась 8 часов, после чего неоконченные партии присуждались.

     Несомненно, успешное проведение Телешахматной олимпиады сделает это со­ревнование традиционным.

     Прогресс в технике связи открывает большие возмож­ности и перед шахматиста­ми. Газета «64» в своем от­чете о матче СССР—Авст­ралия писала: «Можно по­мечтать и о ближайшем бу­дущем не только телексных, но и телевизионных шахмат. Доцент кафедры телевиде­ния и радиовещания факу­льтета журналистики МГУ В. Ружников, исполнявший на матче роль контрольного судьи, считает, что осущест­вить соревнования при по­мощи телевидения не столь уж и сложно. При этом по­тери во времени будут све­дены к минимуму, на экране можно будет наблюдать да­же за эмоциями партнера. А для широкой публики (для обычных телезрителей) достаточно включать в эфир эти интересные телевизион­ные передачи лишь изредка и в самые напряженные мо­менты важнейших партий. Заманчиво, не правда ли?».

Реклама

Рейтинг (FIDE) LIVE

                         Man

2017 12 10 Man

                     Women

2017 12 10 Women